О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Эпоха "серебряного
века" и Осип Мандельштам
Эпохи одна от другой
отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем
"серебряном веке", мы представляем себе какое-то яркое, динамичное,
сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся
от того, что было до и что наступило после. Эпоха "серебряного века"
простирается между временем Александра III и 1917 годом.
На протяжении
"серебряного века" в нашей литературе проявили себя четыре поколения
поэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов XIX века), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское
(родившиеся около 1886 г.), и, наконец, поколение, родившееся в девяностые
годы: Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и
другие.
В письме Мандельштама
к Тынянову от 21 января 1937 года есть слова: "Вот уже четверть века, как
я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои
сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе". Все исполнилось,
все сбылось. Его стихи невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии.
Конечно,
всегда найдутся люди, которых Мандельштам просто раздражает. Что же, в его
мысли, в его поэзии, во всем его облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающее
за живое, принуждающее к выбору между преданностью, которая простит все, и
нелюбовью, которая не примет ничего. Но отнестись к нему безразлично
невозможно. "Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в ведомственном
доме отечественной литературы, отвести для него нишу в пантеоне и на этом
успокоиться — самая пустая затея. Уж какой там пантеон, когда у него нет
простой могилы, и это очень важная черта его судьбы", — писал С.
Аверинцев.
В
мир русской литературы Мандельштама ввел его учитель Вл. Гиппиус, один из
поэтов, тесно связанных с ранним русским декадентством. Поэтому ранние
произведения Мандельштама написаны под влиянием поэзии символизма. Для этого
этапа творчества было характерно представление поэта о Вселенной как о
"мировой туманной боли", "бедной земле". Однако уже в
стихотворениях той поры чувствовалось
мастерство молодого поэта, умение владеть поэтическим словом,
использовать широкие музыкальные возможности русского стиха, особенно ямба.
Первая
русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения
совпали со вступлением в жизнь. В тот период Мандельштама заинтересовала политика,
но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.
В творчестве Мандельштама характерно преобладание над техникой,
над образностью принципа аскетической сдержанности. У него преобладают рифмы
"бедные", часто глагольные или грамматические, создающие ощущение
красоты и прозрачности:
Никто тебя не проведет По зеленеющим долинам, И рокотаньем
соловьиным Никто тебя не позовет...
Все
это сделано для того, чтобы рифма как таковая не застилала собой чего-то важного, что
стремится донести до читателя поэт. В лексике ценится не столько богатство,
сколько жесткий отбор.
У
Мандельштама нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни
нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у
Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.
Есть целомудренные чары -Высокий лад, глубокий мир, Далеко от
эфирных лир Мной установленные лары.
У тщательно обмытых ниш В часы внимательных закатов Я слушаю моих
пенатов Всегда восторженную тишь.
Начало
первой мировой войны - рубеж времен:
Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть
в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?
Для
Мандельштама — это время окончательного прощания
с Россией Александра (Александра III и Александра Пушкина),
Россией европейской, классической. Он прощается со старым миром по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в
порядок:
В белом раю лежит богатырь: Пахарь
войны, пожилой мужик. В серых глазах мировая ширь: Великорусский
державный лик.
Только святые умеют так В
благоуханном гробу лежать:
Выпростав руки, блаженства в знак, Славу и покой вкушать.
Разве Россия не белый рай И не веселые наши сны? Радуйся,ратник,
не умирай: Внуки и правнуки спасены!
Самым
значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года стало
стихотворение "Сумерки свободы". Его очень трудно подвести под
стандартные рамки "принятия" или "непринятия", но в нем
отчетливо звучит тема отчаяния и призыв "мужаться" — ведь
происходящее в России "огромно" и
оно требует степени мужества, которая была бы пропорциональна этой
огромности. "Идеал совершенной мужественности подготовлен стилем и
практическими требованиями нашей эпохи. Все стало тяжелее и громаднее, потому
и человек должен стать тверже...", — писал Мандельштам в 1922 году в
брошюре "О природе слова".
Начало
20-х годов явилось для поэта периодом подъема его мысли и творческого
вдохновения, но эмоциональный фон подъема,
который звучит в стихотворениях той поры, соединяется с чувством
обреченности и физической болью тягот.
Нельзя дышать, и твердь кишит червями, И ни одна звезда не
говорит...
В
стихах 20-х и 30-х годов Мандельштам активизирует диалог с собственным временем, в них особое значение приобретает социальное начало, открытость авторского
голоса. Сверхличной темой становится
то, что происходит со страной, с народом.
У
Мандельштама нет каких-то особенно филантропических тем; но ведь и Пушкин не
был сентиментальным моралистом, когда подвел итоги своих поэтических заслуг в
строке: "И милость к падшим призывал". Дело не в морали, дело в поэзии. Согласно
пушкинской вере, унаследованной Мандельштамом, поэзия не может дышать воздухом
казней. Заступаясь за приговоренных к смерти, поэт не знал, что вскоре
заступничество понадобится ему самому. Свои собственные злоключения, свою
судьбу поэт принял с внутренним согласием на жертву:
А мог бы жизнь просвистать скворцом, Заесть ореховым пирогом, Да,
видно, нельзя никак...
|