Трагедия
личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой
"Реквием"
1937 год. Страшная
страница нашей истории. Вспоминаются имена: О. Мандельштам, В. Шаламов, А.
Солженицын...
Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбы, безысходное
горе, страх, отчаяние, забвение.
Но память человека
странно устроена. Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное...
"Белые одежды" В. Ду-динцева, "Дети Арбата" А. Рыбакова,
"По праву памяти" А. Твардовского, "Проблема хлеба" В. Под
могильного, "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына — эти и другие
произведения о трагических 30—40-х гг. XX века
стали достоянием нашего поколения, совсем недавно перевернули наше сознание,
наше понимание истории и современности.
Поэма А. Ахматовой
"Реквием" — особое произведение в этом ряду. Поэтесса смогла в нем
талантливо, ярко отразить трагедию личности, семьи, народа. Сама она прошла
через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в
сталинских застенках сын Лев, под арестом находился и муж Н. Пунин; погибли
близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой
ахматов-ской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни.
Эти события и легли в основу поэмы "Реквием".
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл -Я
была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был...
Семнадцать месяцев
кричу,
Зову тебя
домой... Ты сын и ужас мой.
Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как
клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках...
Меня поражает глубина
и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное
произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену, которая сама не
верит в возможность пережить такое:
Нет, эта не л, это кто-то другой страдает. Я бы
так не могла...
А
ведь когда-то была "насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской
веселой грешницей..." Был любимый муж, сын, радость творчества. Была
обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений.
А
теперь? Разве те огорчения могут сравниться с происходящим сейчас?!
Картины, одна
страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот "уводили тебя на
рассвете, за тобой, как на выносе,
шла..." А вот "трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла,
прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот "кидалась в ноги палачу"
и ждала казни. А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе
память, душу, училась жить снова.
Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы.
Но,
несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и
вобрать в себя горе других матерей, жен,
трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы".
И снова страшные картины. Ленинград, болтающийся
"ненужным привеском", "осужденных полки", "песня
разлуки". А "высокие звезды с душами милых" стали теперь
звездами смерти, смотрят "ястребиным жарким оком". Поэтесса размышляет о любимой родине, о России, которая
безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые
седели и старились в бесконечных очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить,
назвать поименно. Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. И
памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском
саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов.
Устами
лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников
и будущих поколений.
Поэма
Анны Ахматовой "Реквием" - это осуждение насилия над личностью,
приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях,
унижениях как отдельной личности, так и целого
народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность
говорить от имени пострадавшего многомиллионного народа.
Передать
свою боль, выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный
талант художника слова, ее умение вести диалог с читателем, доносить до него
самое сокровенное. Поэтому поэма "Реквием" волнует читателей,
заставляет их задуматься о происходящем вокруг.
Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение
человечеству.
|