А. П. ПЛАТОНОВ
Мои размышления над
прозой А. П. Платонова
...Чтобы что-нибудь
полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то темный путь для сердца к
влекущему меня явлению, а мысль шла уже вслед...
А. Платонов
Судьба
произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не
уменьшается, а возрастает. Все слышнее
становится его тревога о человеческом счастье "столь нужном, столь
достоверном, как неизбежность..." Все необычно и не похоже ни на что в
мире писателя А. Платонова. Голос писателя как бы слегка приглушенный,
печальный. Кажется, что это тихий житейский разговор писателя с читателем.
Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем все громкие
слова современников А. Платонова.
В ранних
произведениях А. Платонов пишет о своем детстве. В рассказе "Семен"
он повествует о душе ребенка, его
мировоззрении, о судьбе мальчика, на которого легли все домашние заботы
после смерти матери: "...В нем цвела душа,
как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные
силы мира и превращались в человека..." В этом произведении поражает образ
отца. Он как бы вмещает в себя всю силу
любви к людям, сопереживание. Стоящий на коленях перед маленькими еще
людьми, как перед всем человечеством, не
умеющий выразить своей непосильной для сердца любви и жалости к ним.
Может быть, в образе отца перед нами сам Платонов: "...отец обыкновенно
лазал по полу на коленях между детьми, укрывал их получше гумени, гладил
каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их, он как
бы просил у них прощения за бедную жизнь".
Рассказ
"Неодушевленный
враг" — о
Великой Отечественной войне. В нем через
разговор солдат, русского и немецкого, Платонов выразил сущность фашизма. Придя
завоевывать чужую землю, превращать людей в рабов, незаметно для себя немецкие
солдаты сами стали рабами, рабами Гитлера. "Не человек! — охотно
согласился Вальц. — Человек есть Гитлер, а я нет. Я тот, кем назначит меня быть
фюрер!"
И
именно русский солдат "был первой и решающей силой, которая остановила
движение смерти в мире; сам стал смертью для своего врага и обратил его в
труп, чтобы силы живой природы разломали его тело в прах".
Никого
не оставляет равнодушным судьба героя рассказа "Возвращение" Иванова,
вернувшегося с войны с ожесточившимся нечутким сердцем. Вначале он не может
понять, как выжила его семья, он видит лишь внешнюю сторону жизни, подсказки и
реплики сына Петрушки. Стыдится своего равнодушия к сыну оттого, что Петрушка
нуждается в любви и заботе сильнее других, потому что на него "жалко
сейчас смотреть". Поражает, как точно Платонов показал противоречие между
ребенком и войной, ребенком, который стал взрослым по вине войны. Иванов не
может вообразить, какой тяжелый труд проделала эта юная душа, он уходит из
семьи. Настоящее "возвращение" — к сокровенному — произошло в момент,
когда герой увидел бегущих за ним детей.
''...Иванов
закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и
сам почувствовал, как :я£йрко у него стало в груди... Он узнал вдруг все, что
знал прежде... Прежде он чувствовал другую линию через преграду самолюбия,
интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем..."
Романы
"Котлован" и "Чевенгур" звучат в наши дни как пророчество.
Весь трагизм в том, что они, эти вещие пророчества печального будущего, не
были услышаны за потоком фраз и громких слов.
Писатель
создавал эти произведения в начале становления социалистического общества. И
еще тогда предупреждал о полном крушении светлой идеи, если в основе
человеческой деятельности не будут лежать профессионализм, наука, созидательный
труд.
"Чевенгур"
- самое крупное произведение Платонова, сосредоточившее многочисленные и
разнообразные наблюдения писателя, инженера, мелиоратора, общественного
деятеля, "всеми силами работавшего на благо Советской России",
Кроме
прямого смысла, относящегося к путешествию главного героя — Саши Дванова —
есть и другой, сокровенный смысл: продвижение всего человечества в сторону
будущего возможно, по Платонову, лишь в том случае, если его будут совершать с
распахнутым сердцем! Автор наравне с героями и вместе с читателями
предпринимает попытки осмыслить пути нового мироустройства.
Чевенгур
— символ и одновременно конкретное место будущей счастливой жизни. Роман
описывает далекий и долгий путь к Чевенгуру. Через времена и жизни многих
людей. Через обморочное существование бобыля, безысходность утонувшего рыбака,
прозябание многодетного Прохора Дванова и его семейства тянется нить
повествования.
Идет
"степная воюющая революция". С такой ноты начинается путешествие
Саши по вздыбленной России. Во время своего путешествия с какими только людьми
не приходится сталкиваться ему, чем не доводится заниматься! Перед ним
разворачивается фантастическая по своей неожиданности картина деятельного
осуществления новой жизни.
Едва
Дванов узнает, что в Чевенгуре "устроен" коммунизм, как немедленно
отправляется туда. Если прежде путешествие длилось, распространялось вширь и
вдаль, то теперь оно устремляется вглубь. Повествование сосредоточивается на
главном: на поисках сущности человеческой жизни и человеческого счастья.
Собравшиеся
в Чевенгуре люди хотят научиться жить как-то иначе — более разумно,
одухотворенно, светло. Но это оказывается непосильной задачей, которую решить
поодиночке невозможно.
Роман
Платонова "Чевенгур" - это печальная сказка о горьком человеческом
опыте, в котором заложены многие и многие смыслы. Утверждается идея
родственности, слитности человечества: человек стремится к человеку, человек
понимает человека, человек помнит о человеке.
Наверное, только так и можно выжить человечеству. А
иначе оно потерпит
крах, как потерпел его вдохновленный выдумкой, но так и не осуществленный
Чевенгур.
Игнорирование
экономических, экологических и общечеловеческих законов и замена их только
декларациями и лозунгами неизбежно приведут к краху.
|