Фантастические
образы в романе М. А. Булгакова. "Мастер и Маргарита"
Михаил
Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного
наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его
смерти. При этом последний его роман - "Мастер и Маргарита" -принес
автору мировую славу.
На
мой взгляд, своеобразие романа "Мастер и Маргарита"
заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы
привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного
смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не
более чем порождением странной фантазии автора.
Дьявол был нередким гостем на страницах
литературы двадцатых годов, его сразу "узнавали" читатели. Внешнее
сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем "Воланд", которое
встречается в "Фаусте" как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя,
во время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный
и общественный фон, углубилась и усложнилась роль Во-ланда в завершенном
романе, становившемся, как сознавал сам автор, итогом его драматической судьбы.
Слушателями владело огромное напряжение, желание понять, "что бы это
значило". Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно
точно описал неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто
предвидя реакцию читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал
читать свой роман "кой-кому, но его и половины не понимают".
Первые слушатели
романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на разгадывании
Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогущество
героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же
"сатанизм" Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но
ведь из этого следует, что Волан-д — герой отрицательный. Может быть, мое
мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан знать
свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень
трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания,
просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом
случае встреча с Волан-дом необходима. Он "вывернет" душу и
"выметет" из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да, это не
всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в
отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из
нас.
Создавая
фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию,
которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе
сформировав, как писал В. М. Жирмунский, "загадочный и сложный,
опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ...
бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихся
однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти
существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может вступать
с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время". Автор
романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, —
Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую функцию
Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного читателя:
почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? А ведь в
Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной
администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя.
Исследования показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место
Сатаны определяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных и
временных, в противоположность тому,
кто ведает вечным и духовным.
Итак,
подводя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж.
Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он
всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести
ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.
|