Борьба
добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Добро
и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться
друг с другом. Добро будет "открываться" человеку, освещая ему путь к
истине. Не всегда носителями добра и зла
бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она
происходит в душе одного человека.
Роман М. А. Булгакова
"Мастер и Маргарита" посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге
описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен.
Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины
и борьбы за нее. Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи
Понтия Пилата. "В белом плаще с кровавым подбоем" появляется он перед
человеком лет двадцати семи, у которого "руки связаны за спиной, под
левым глазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью". Человек
этот — звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению
ершалаим-ского храма. Арестант хотел было оправдаться: "Добрый человек!
Поверь мне..." Но его "научили" соблюдать этикет: "Крысобой
вынул бич и ... ударил арестованного по плечам... Связанный мгновенно рухнул
наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с
его лица, и глаза обессмыслились..."
Трудно
не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: "свирепое
чудовище". Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен
на властвующих и подчиняющихся им, что формула "раб подчиняется господину"
незыблема, значит, господин имеет право судить всех и вся. И вдруг появляется
человек, который думает иначе: "... рухнет храм старой веры и воздвигнется
новый храм истины". Более того, этот "бродяга" смеет предлагать:
"Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с
тобой, тем более, что ты производишь впечатление очень умного человека".
Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что временами
приводит Пилата в замешательство.
У
Иешуа своя жизненная философия: "... злых людей нет на свете, есть люди
несчастливые". Арестант показался интересен прокуратору. В его
невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, речи его несколько крамольны,
но зато "бродяга" обладает чудесным свойством снимать головную
боль, которая так мучает прокуратора. И у Понтия
Пилата уже сложился план
действия; он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море,
туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным.
Иуда
из Карнафа представил такие сведения о "безумце", что наместник
кесаря не имел права не казнить его. Иешуа казнен. Почему же мучается
прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего
философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют,
и он, "жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во
сне?" Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, и совесть
мучает его.
Но
как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большое
количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение
Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого
века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда,
недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает
Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный
автором образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность
явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные
явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим
бумаги пустым костюмом, таинственное превращение денег в доллары и прочая
чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл
фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и
милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: "Ну что ж ...
они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли,
из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленные... ну, что ж... и
милосердие иногда стучится в их сердца... Обыкновенные люди... в общем,
напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
Вечное
стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение
добра и любви - Иисус Христос жив в душах людей. Мастер, главный герой романа,
создает
роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и
страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям,
несущая непреходящие ценности в мир.
Маргарита
в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви,
которую автор назвал "вечной". И чем более непривлекательным,
"скучным, кривым" предстает перед нами переулок, где эта любовь
возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее "молнией".
Маргарита борется за Мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при
помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы
она переходит в вечность.
Уйдя
от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши
нравственные проблемы решать нам самим.
Только
человек ответственен за добро и зло
(По
роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
— ...Так
кто ж ты, наконец?
— Ячастъ
той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...
И. В. Гете. Фауст
М.
А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба
Булгакову досталась трудная, в ней было много конфликтов, побед и поражений.
Роман "Мастер и Маргарита" стал откровением великого писателя.
До
сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический,
философский, психологический, а в ершалаимских главах —роман-притча
"Мастер и Маргарита". Его рассматривали и как результат мирового
литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни
20-х и 30-х гг., и как концентрацию идей
предыдущих произведений
писателя. Сам автор оценивал его как свое главное послание человечеству, свое
завещание потомкам.
Роман
этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем
писатель. Но, на мой взгляд, основная тема романа — проблема добра и зла. Эта
тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначала
понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но
Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин
человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как
свет и тень неразделимы.
В
романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по
Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа
Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому,
Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и
тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени,
в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в
Москву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где
она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость,
лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
Как
добро и зло, Иешуа и' Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не
могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в
описаниях обоих персонажей — автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд
"по виду — лет сорока с лишним", а Иешуа — двадцати семи; "под
левым глазом у человека был большой синяк...", а у Воланда "правый
глаз черный, левый почему-то зеленый"; у Га-Ноцри "в углу рта - ссадина
с запекшейся кровью", а у Воланда был "рот какой-то кривой",
Воланд "был в дорогом сером костюме... Серый берет он лихо заломил на
ухо...", Иешуа предстает перед прокуратором одетым "в старенький и
разорванный голубой хитон. Голова его
была прикрыта белой повязкой
с ремешком
вокруг лба...". И, наконец,. Воланд открыто заявлял, что он
полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще
греческий и латынь. Но наиболее полно диалектическое единство,
взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных к
Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю
теней": "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней,
а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало
твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с
нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей
шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать
весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей
фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп".
Как
появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном
Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке,
вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и
само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и
дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть
Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), и
отрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.
Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "...часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд
— это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого
начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри,
считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло,
он видит, что творить уже нечего — зло и так заполонило город, проникло во все
его уголки.
Воланду
оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их
неверием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправить
Канта на Соловки), и задача Воланда заключалась в
том, чтобы убрать из Москвы Маргариту,
гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.
А что же Иешуа? Он
говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле настанет царство
истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала, к которому
нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а
Пилат страдал и мучился "двенадцать тысяч лун", пока Мастер не дал
ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писатель сделал Иешуа
героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и может
склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не хватало
большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли не единственным
служителем настоящего искусства, достойным если не света (так как
разочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов и лицемеров,
при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И это доказало,
что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к истине,
добру и чистоте.
Считается, что
главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но,
вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж
как-то очень гуманен.
Мне кажется, что
Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель — установить
справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости,
или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.
Добро и зло в этом
мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд
в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы
конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг
говорит: "Ну что же... они — люди как люди... Ну легкомысленны.,, ну что
же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... — и
громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как
люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся
на их головы.
Напрашивается вывод,
что "нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается карающим
мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра". Я считаю, что
Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не
цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью.
Каждый
человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но
большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи.
А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а
к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего
людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что
каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет
или злая.
Прочитав
роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", я смогла понять то, что
должен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегда
покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе
смог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман "Мастер и
Маргарита" — об ответственности человека за добро и зло, которое
совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и
свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей
любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности,
Чет похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных
предшественников?
... Так кто УК ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. Фауст
М. А. Булгаков —
выдающийся писатель русской и мировой литературы. Крупнейшим его произведением
является
роман "Мастер и
Маргарита". Это особое произведение, в котором писателю удалось сплавить
воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет,
правдивое изображение и иронию, сарказм.
Писатель
работал над своим романом около 12 лет, с 1928 по 1940 год. Б процессе работы
менялся замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название. Все
это свидетельствует о громадной работе, проделанной писателем.
Булгаков
показал в своем произведении четыре разных мира: землю, тьму, свет и покой.
Ершалаим двадцатых годов I века и Москва двадцатых годов XX века
— вот земной мир. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть
одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют и в далекие
времена, и в современной Булгакову Москве. Пороки общества обнажает Воланд, в
котором автор художественно переосмыслил образ Сатаны.
Воланд
занимает в романе Булгакова значительное место, но никто, кроме Мастера и
Маргариты, не узнает в нем Сатану. Почему? Дело в том, что обыватели не
допускают существования в мире чего-то необъяснимого. В изображении Булгакова
Воланд вобрал в себя многие черты различных духов зла: Сатаны, Вельзевула,
Люцифера и других. Но больше всего Воланд связан с Мефистофелем Гете. Оба они
- "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Но
если Мефистофель - веселый и злорадный искуситель, то булгаковский Воланд
гораздо величественнее. Сарказм, а не ирония — вот его основная черта. В
отличие от Мефистофеля, Воланд дает искушенным возможность выбрать между
добром и злом, дает шанс использовать свою добрую волю. Он видит все, мир
открыт ему без румян и грима. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты
все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело,
утратило высокий идеал. С презрительной иронией смотрит Воланд на
представителей московского мещанства, на всех этих дельцов, завистников, воришек
и взяточников, на это мелкое жулье и серую обывательщину, которые живучи в
любые времена.
Читал
роман, я обратила внимание на сцену в зале варьете, где прекрасно раскрыта
роль Воланда. Этот зал булгаковский Воланд превратил в лабораторию по исследованию человеческих
слабостей. Здесь разоблачается жадность публики и ее мещанская пошлость,
которые особенно проявляются в тот момент, когда на изумленных зрителей
посыпался "денежный дождь". Вот как выглядит эта сцена: "Кое-кто
уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя
вертлявые, капризные бумажки". Из-за денег люди уже были готовы
наброситься друг на друга. И тут невольно каждый из нас вспоминает слова
знаменитой арии Мефистофеля: "Люди гибнут за металл. Сатана там правит
бал". Таким образом, еще раз можно провести параллель между Мефистофелем
и Воландом.
Кульминационными
в романе Булгакова, безусловно, являются те эпизоды, где описывается бал
Сатаны, на который явились отравители, доносчики, предатели, безумцы, развратники
всех мастей. Эти темные силы, если дать им волю, погубят мир.
Всего
на три дня появляется Воланд в Москве со своей свитой, но исчезает рутина
жизни, спадает покров с серой повседневности. Мир предстает перед нами в своей
наготе. Играя на земле роль бога мести, Воланд наказывает настоящее зло и
изредка дарует свободу тем, кто достаточно настрадался.
Роман
"Мастер и Маргарита" - неповторимый шедевр русской и мировой
литературы. Перечитывая это произведение» каждый из нас сумеет глубже его
понять и многое переосмыслить. Можно по-разному относиться к роману, но
бесспорно одно: он не оставит читателя равнодушным.
|