Любовь и Россия в
жизни и творчестве Марины Цветаевой
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не
берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
М. Цветаева
...Я обращаюсь с требованьем веры И с просьб ой о любви...
М. Цветаева
Русская
поэзия — наше
великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но
многих поэтов и писате
лей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими
переменами в последнее время в нашем обществе многие несправедливо забытые
имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это
такие замечательные русские поэты как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип
Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их
имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на
нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мне ближе и
дороже всех М. И. Цветаева.
Марина Ивановна
Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана
Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских
музеев (ныне Музей изобразительных искусств), до поры до времени оставалось
скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась
воспитанием детей до самой своей ранней смерти. "После такой матери мне
осталось только одно: стать поэтом", — вспоминала дочь.
Характер у Марины
Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее
в молодости, говорит: "Марина Цветаева совмещала в себе старомодную
учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному
косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений
и ошибок".
Жила она сложно и
трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной
неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у
нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины Цветаевой с
детства и до кончины правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Яродиласъ.
Детство, юность и
молодость Марины Ивановны прошли в
Москве
и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам,
довольно бессистемно.
Стихи
Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати.
Появились первые наивные стихи, а затем — дневники и письма.
В 1910
году она выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его
заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов,
Н. Гумилев, М. Волошин.
Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали
своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом
сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов
особенно похвалил ее за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность",
"непосредственные черты жизни".
В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические
стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности
любящей:
Ты все мне поведал — так рано! Я все разглядела — так поздно! В
сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос...
Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи... Люблю
тебя, призрачно-давний, Тебя
одного - и навек!
В ее
стихах появляется лирическая героиня — молодая девушка, мечтающая о любви.
"Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом —
эпиграф, а то и два: из Ростана и Библии. Некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь -
безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день
семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:
Христос
и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь
как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго: "Терпи, еще не кончен
срок". Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу - всех
дорог!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
Нет,
она вовсе не хотела умереть в тот момент, когда писала эти строки; они — лишь
поэтический прием. Марина Цветаева была очень жизнестойким человеком
("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!"). В стихотворении
"Молитва" звучит скрытое обещание жить и творить: "Я жажду...
всех дорог!" Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского
творчества.
В
стихах "Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские
впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала
себе путь сквозь оболочку дневника московской гимназистки. В стихотворении
"В Люксембургском саду", с грустью наблюдая играющих детей и их
счастливых матерей, она завидует им: "Весь мир у тебя", а в конце
заявляет:
Я женщин люблю, что в бою не робели, Умевших и шпагу держать, и
копье, -Но знаю, что только в плену колыбели Обычное — женское — счастье мое!
В
"Вечернем альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к
дорогим ее сердцу людям, в первую очередь,
к маме и сестре.
Завершается он стихотворением "Еще молитва", где цветаевская героиня
молит создателя послать ей простую земную любовь.
В лучших
стихотворениях первой книги уже угадываются интонации главного конфликта ее
любовной поэзии: конфликта между "землей" и "небом", между
страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным, конфликта быта и
бытия.
Вслед
за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника
Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912 г.) и "Из двух книг"
(1913 г.) — оба под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего
предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она
выйдет замуж. В это время Цветаева — "великолепная и победоносная" —
жила уже очень напряженной душевной жизнью.
К
тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту: "В своих
стихах я уверена непоколебимо", — записала она в своем дневнике в 1914
году.
Жизнелюбие
поэтессы воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Цветаева
очень любила город, в котором родилась; Москве
она посвятила много
стихов:
Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю
Петру, и вам, о царь, хвала! , Но
выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы.
— И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей!
Сначала
была Москва, родившаяся под пером юного поэта. Во главе всего и вся царил,
конечно, отчий "волшебный" дом в Трехпрудном переулке:
Высыхали в небе
изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.
Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения.
Мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами
поэта на всю жизнь:
Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера. Этот тополь
среди акаций, Цвета пепла и серебра...
Позднее
в поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества,
изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости,
нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой
богомольной женщины:
Пойду и встану в церкви И помолюсь угодникам О лебеде молоденьком.
В
первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются стихи, в которых слышатся
перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной
страстями лирической героини, в некоторых воспевается радость земного бытия и
любви:
Мировое началось во мне кочевье: Это бродят по ночной земле — деревья, Это бродят
золотым вином — грозди, Это странствуют из дома в дом — звезды,
Это
реки начинают путь — вспять!
И
мне хочется к тебе на грудь — спать.
Многие
из своих стихов Цветаева посвящает поэтам-современникам: Ахматовой, Блоку,
Маяковскому, Эфрону.
...В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова!
И сердце свое в придачу.
Но
все они были для нее лишь собратьями по перу. Творчество одного только Блока
восприняла Цветаева как высоту
недосягаемую, поистине поднебесную:
Зверю — берлога,
Страннику — дорога, Мертвому —
дроги. Каждому свое. Женщине — лукавить, Царю — править,
Мне славить Имя твое.
Марина
Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее
поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание,
ритмика, гармония частей. Она писала: "Проза поэта — другая работа, чем
проза прозаика, в ней единица усилия — не фраза, а слово, и даже часто —
мое".
В
отличие от поэтических произведений, где она искала ем.кость и локальность
выражения, в прозе любила распространить, пояснить мысль, повторить ее на
разные лады, дать слово в его синонимах.
Проза
Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значительности.
Мелочи как таковые у Цветаевой просто перестают существовать, люди, события,
факты
— всегда объемны. Цветаева обладала
даром точно и метко рассказать о своем времени.
Вскоре свершилась
Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось
бы, именно она с бунтарской натурой своего человеческого и поэтического
характера могла обрести в революции источник творческого воодушевления. Пусть
она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна
была ощутить ее как могучую и безграничную стихию.
В литературном мире
Цветаева по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года со своей дочерью она
уезжает за границу.
В первые годы
эмиграции Цветаева активно участвует в русской культурной жизни. Но год от года
по разным причинам оказывается все в большей изоляции. Новаторство ее поэзии
не получило должной оценки эмигрантской критики. Более охотно издатели брали ее
прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы (как на русском, так и на
французском языке), воспоминания о поэтах-современниках (Волошине, Брюсове,
Бальмонте, Кузмине, Маяковском, Пастернаке), литературно-критические статьи.
Решительно
отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не
предавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее
стихах зазвучали совсем иные ноты:
Берегитесь могил: Голодней
блудниц! Мертвый был и сенил: Берегитесь гробниц! От вчерашних правд В
доме смрад и хлам. Даже самый прах
Подари ветрам!
Вокруг Цветаевой все
теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого
спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она
героически работала как поэт, работала не покладая рук.
Самое ценное, самое
несомненное в зрелом творчестве Цветаевой — ее неугасимая ненависть к
"бархотной сытости" и всякой пошлости. В ее дальнейшем творчестве все
более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и
укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине.
"Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, —
писала она. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться только тот, кто
Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь вместе с
жизнью". С течением времени понятие "Родина" для нее наполняется
новым содержанием. Поэтесса начинает понимать размах русской революции
("лавина из лавин"), она начинает чутко прислушиваться к "новому
звучанию воздуха".
Тоска
по России проявляется в таких лирических стихотворениях как "Рассвет на
рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон...",
"О неподатливый язык...", сплетается с думой о новой Родине, которую
она еще не видела и не знает, — о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии.
К
30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от
белой эмиграции. Важное значение для понимания позиции Цветаевой, которую она
заняла к 30-м годам, имеет цикл стихов к сыну. Здесь она говорит о Советском
Союзе, как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и
особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед — в будущее и в само мироздание —
"на Марс".
Ни к городу и ни к селу — Езжай, мой сын, в свою страну,— В край —
всем краям наоборот! Куда назад идти — вперед Идти, особенно — тебе, Руси не
видывавшее.
Нести в трясущихся горстях: "Русь— этот
прах, чти этот прах!"
От неиспытанных утрат -Иди - куда глаза глядят!
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой - вперед -
В свой край, в свой век, в свой час — от нас —
В Россию - вам, в Россию - масс,
В наш-час - страну! в сейчас - страну!
В на-Марс - страну! в без-нас страну/
Русь
для Цветаевой - достояние предков, Россия - не более как горестное воспоминание "отцов", которые потеряли
родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а "детям" остается один путь — домой, на единственную
родину, в СССР. Столь же твердо Цветаева смотрела и на свое будущее.
Личная
драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал
фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева надисала в эмиграции, -
цикл гневных антифашистских стихов о
растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это
поистине "плач гнева и любви",
Цветаева теряла уже надежду — спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее —
как крик живой, но истерзанной души:
О, черная гора, Затмившая весь свет! • Пора — пора — пора Творцу
вернуть билет.
Отказываюсь — быть
В бедламе — нелюдей, Отказываюсь — жить
С волками площадей.
На этой ноте отчаяния оборвалось творчество Цветаевой, Дальше
осталось просто человеческое существование. И того - в обрез.
В 1939 году Цветаева
возвращается на родину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она
мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не
получилось. Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Цветаева
поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война.
Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в
Ела-бугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким
чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941
года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее
затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что
ее стихам, "как драгоценным винам, настанет свой черед".
Марину
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать —
по особому распеву, неповторимым ритмам, по общей интонации. С юношеских лет
уже начало сказываться стремление к афористической четкости и завершенности.
Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути.
Марина
Цветаева — большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха XX века
значителен. Среди созданного Цветаевой кроме лирики — семнадцать поэм, восемь
стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и
философско-критическая проза.
"Цветаева
— звезда первой величины. Кощунство кощунств — относиться к звезде как к
источнику света, энергии или источнику полезных ископаемых. Звезды — это
всколыхаю-щая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о
бесконечности, которая нам непостижима..." — так отозвался о творчестве
Цветаевой поэт Латвии О. Вицие-тис. Мне кажется, что время увидело Марину
Цветаеву, признало ее нужной и позвало. Она пришла уверенно, ее позвал ее час,
ее настоящий час.
|