Маяковский-лирик
После похорон В.
Маяковского Марина Цветаева напишет: "Боюсь, что, несмотря на народные
похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих
пор не поняла, кто ей был дан в лице
Маяковского".
Маяковский остался непонятым. Предчувствие этого трагического
отчуждения, непонимания самого глубокого и чистого, что было в нем, тревожило
поэта еще за несколько лет до смерти:
Я хочу быть понят моей страной. А не буду понят, что ж.
По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.
Ранняя
лирика Маяковского изобилует образами, взятыми поэтом из окружающего мира. И
как по-разному трактуются они в его произведениях}
Каждый
штрих, каждая деталь, любое слово — все несет на себе отпечаток
личности, настроения, чувства автора! Как неоднозначно,
противоречиво воспринимает он всег о чем пишет! Например,
нередко поэт обращается в лирических стихотворениях к небесной своей подруге —
луне. Она для него может быть и
"любовницей рыжеволосой", и матерью его поэзии. Он наделяет
ее чертами женщины — ее теплом, чуткостью, пониманием. Он обращается к ней со
словами:
Ведь это ж дочь твоя — моя песня...
Но вот настроение
кроткой любви, какого-то неуловимого духовного единения с окружающим миром
сменяется неожиданным прозрением. Так же остро и сильно, как ранее любил,
теперь чувствует поэт всю мерзость, склизкую и безысходную враждебность этого
мира. И луна — та же самая луна — видится поэту совершенно иной:
...а за солнцамиулиц
где-то ковыляла
никому не нужная дряблая луна.
Необходимый
для каждой человеческой души этап личностного,
морального самоутверждения совпадает у Маяковского со временем его
творческого становления. Отсюда та противоречивость,
бескомпромиссность, которая свойственна его ранней лирике. Ощущение
прилива творческих сил, готовность к
работе, постоянному духовному неспокойствию подводят Маяковского к
пониманию его поэтического кредо: он должен дать язык безъязыкой улице. Он
должен отдать трактирам и площадям этот свой рвущийся, непокорный,
непрожеванный крик. Эта роль не может не быть святой для поэта. Он жаждет
признания, он верит, что достоин его. И вновь ироничный, чуть насмешливый голос
юности, живущий в нем, заставляет Маяковского не только мучиться и любить,
обличать и восхищаться, но и просто шутить над собой:
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом,
и побежит по небу с моими стихами
под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым.
Но помимо личностных противоречий, существующих внутри
самого поэта, углубляются и трагические противоречия эпохи, современником которой ему довелось стать, времени, характеризующегося
ломкой миропонимания тысяч людей. Все это
не может не отразиться на творчестве поэта, и в нем появляются ноты безверия, опустошенности,
обманутости, разочарования:
Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека!
Боль, одиночество, которое переживает поэт, он не может отделить от трагической судьбы своей родины, своего
времени, своего поколения:
Ты!
Нас - двое,
Ораненных,
загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных
смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
Мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней!
"Сестра
моя!" — так обращается Маяковский к земле в стихотворении "От
усталости".
В сознании поэта
живут не только глобальные, эпохальные мысли. Как способен он чувствовать,
сопереживать, как способен наслаждаться земными человеческими радостями!
Через много лет,
когда юный лирик с раненым сердцем встанет бойцом в рабочий строй, когда почти
все забудут о его первой настоящей поэзии, поэзии сердца и любви, поэзии,
исполненной боли и одиночества, поэзии колких рифм и разлетающихся строк,
поэзии, коробящей и бьющей наотмашь, нежной и поющей, лирический мотив вновь
воспрянет в Маяковском.
Где выход из тупика,
из непонимания, о котором писала Цветаева? Быть может, будущее воспримет поэта,
поймет и примет его настоящим, открытым, искренним?
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот я,
весь боль и ушиб.
Вам завещаю сад фруктовый
моей великой души.
|