"Я хочу быть
понят своей страной"
У великого русского
поэта XIX века Н. А. Некрасова
есть замечательные слова:
Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей.
Поэт Владимир
Маяковский жил с "печалью и гневом" и страстно любил свою отчизну.
Мотивы печали,
неудовлетворенности, одиночества, неустроенности в личной жизни звучат во
многих его произведениях.
Страдающим и одиноким
пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский. В стихах молодого поэта
поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна — то, что
отпугивало современную ему критику, не желавшую понять и объяснить эту
новизну.
Мир не раскрывает
свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигаются —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы.
Стихотворение с вызывающим названием "Нате!"
нашло своего адресата и произвело именно то
действие, на которое автор мог рассчитывать.
Также
в разладе с действительностью и мечтами о будущем родились и строки, к которым
надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского, его
творчество:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб!
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Это
голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально
терзает душу поэта. Он - "весь - боль и ушиб" - взращивает "сад
фруктовый" для грядущих людей. В этих строках - идея жертвенного
служения людям, характерная для классической русской литературы.
Хрестоматийный облик Маяковского, "агитатора,
горлана-главаря", кажется, не допускает мысли о душевной слабости.
Поэт
в зрелую пору не любил выносить на люди душевную
смуту, "становясь на горло собственной песне".
Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит.
Бездушная поэзия — не поэзия.
Одно из самых замечательных произведений
Маяковского,
на мой взгляд, поэма
"Про это". Она о себе и о любви, поэма, в которой ярче и глубже, чем
в других, более поздних поэмах, раскрываются характер и личность Маяковского.
Были и ранние поэмы о
любви ("Облако в штанах"). Была самая светлая, не осложненная
драматическими коллизиями поэма "Люблю". Поэт тогда переживал пик
своего чувства к Л. Ю. Брик, поэтому и был уверен: "Не смоют любовь ни
ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена".
Но в
действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания.
Внешне
он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле — очень незащищенный. И
все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это — общечеловеческие
качества. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви к
"зверью":
Я люблю зверье. Увидишь собачонку — тут у булочной одна — сплошная
плешь, — из себя
и то готов отдать печенку, Мне не жалко, дорогая, ешь!
А
вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в начале XXI века
и переживающей все его сложные и трагические события, не совсем понятен. Он
мечтал о прекрасном "коммунистическом далеко", славил трижды отечество,
которое будет, а что же сейчас? Что славить, кого славить и за что?
Далекое
будущее, XXX век представлял
Маяковский в своих стихах. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у
ворот, а избавление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в далекое
будущее:
Ваш
Тридцатый век обгонит ст
сердце раздиравших мелочей, Нынче недолю&леииое наверстаем
звездностъю бесчисленных ночей,
И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.
О
любви, которая бы не была "служанкой замужеств, похоти, хлебов", о
любви, которая бы заполнила собой вселенную и "чтоб вся на первый крик
"Товарищ!" - оборачивалась земля". Такой представлял, такой
хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь:
все дело в том, что в каждом любовном романе есть два персонажа, от которых в
равной мере зависит его судьба.
Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.
Маяковский-сатирик
- тоже наш современник. Сатира в творчестве поэта - это "кавалерия
острот", поднявшая "рифм отточенные пики", это любимейший род
оружия. ■
"Очень
много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг", — отмечает поэт в
стихотворении "Разговор с товарищем Лениным". "Окрутить их,
разоблачить перед лицом народа" - такую задачу ставит перед собой Маяковский.
Он
едко высмеивает все отрицательные проявления в советском быту ("О
дряни", "Любовь", "Пиво и социализм"), борется с
бюрократизмом в учреждениях ("Прозаседавшиеся", "Фабрика
бюрократов"), выступает против пережитков капитализма в сознании людей
("Трус", "Ханжа", "Подлиза",
"Сплетник"), наносит сокрушительные удары по царству доллара, по
международным убийцам и поджигателям новой войны.
Маяковский
в стихотворении "Столп" хочет, чтобы "критика дань
носила", хотя "очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и
вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхалимы, сектанты,
пьяницы".
В
наши дни слова из стихотворения "Прозаседавшиеся": "О, хотя бы
еще одно заседание относительно "искоренения всех заседаний!" стали
крылатыми. Они и сегодня направлены против бюрократов, управленческого
аппарата, бесплодных заседаний и голосований депутатов и т, д. "Моет",
просто стирает бюрократов и пьеса "Баня". Бюрократы Победоносиков и
его секретарь Оптимистенко не дают дороги новому изобретению, мешают движению
вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебность его всей
творческой, созидательной атмосфере общества. К сожалению, живут победоыосиковы
и оптимистенки и в наши дни. Сатира Маяковского "косила" дрянь,
помогала читателю увидеть, кто есть кто.
Отрадно
отметить, что в наше время все больше появляется дерзающих, думающих, смелых
людей, которые хотят, чтобы демократизм, предприимчивость помогли нашему обществу,
А
как злободневны и сегодня строки из стихотворения "Душа общества":
...как от острого,
как бы заразного,
беги,
товарищ,
от алкоголика,
который бахвалится тем,
сколько пива и водки выпито!
Да,
я считаю, что Владимир Маяковский "понят своим народом", хотя каждый
воспринимает его по-своему.
В.
Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все
"за одно только слово ласковое, человечье".
Какое
скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиозная плата за него!
|