В, В. МАЯКОВСКИЙ
Маяковский - поэт большого общественного, социального
темперамента
Взбурься, баллад поэтовых тина.
Пойте
теперь
о новом — пойте — Демоне...
В. Маяковский
Первое
знакомство с творчеством Владимира Маяковского всегда проходит бурно, с
возникновением множества вопросов, с
каким-то негодованием даже. Почему? Трудно найти ответ на этот вопрос.
Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию Владимир Маяковский. Активная
позиция борца, занятая поэтом, вступает в непримиримое противоречие с
отчуждением человеческой личности в условиях общества. Свободный, раскованный человек выступает в
поэзии Маяковского как высшее мерило прекрасного на земле.
Поэма
"Облако в штанах" является ярким примером выражения родства
лирического героя с массами:
Жилы и мускулы — мотив верней.
Нам ли вымаливать милостей
времени!
Мы —
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
Поэт
большого общественного, социального темперамента, Маяковский обладал
чрезвычайно развитым чувством личной ответственности за все, что происходит в
"буре-мире". Здесь пролегал внутренний нерв его творчества, отсюда
берут свое начало и сами эти необычные масштабы, пропорции ("Я и
Наполеон", "Маяковский векам"), постоянная тревога за судьбы
людей, готовность быть их глашатаем. В стихотворении "Весенний
вопрос" Маяковский признался:
Я, например,
считаюсь хорошим поэтом.
Ну, скажем,
могу доказать:
"самогон
- большое зло". А что про это?
Чем про это? Ну нет совершенно никаких слов.
Читая
первые страницы "Про это", нельзя не почувствовать особой авторской
запальчивости. Маяковский явно спорит — о чем и с кем? Содержание поэмы не
оставляет сомнения, что борьба с "кучерявыми лириками" по-прежнему
оставалась актуальной. Без приверженности к "злобе дня" нельзя
представить себе Маяковского. Он обладал как бы двойным зрением и, постоянно взмывая ввысь, толкуя о судьбах всего человечества,
свободно беседуя "через хребты веков" с далекими потомками, не
упускал из поля своего наблюдения текущей повседневности. В поэме "Облако
в штанах" Маяковский успешно реализовал сформулированную в одной из своих
статей мысль: можно не писать о войне, но надо писать войною. Его сила как
поэта в том, что он сумел выделить в жизни ростки нового и утверждающегося,
взглянул на сегодняшний день из "третьей действительности".
С
появлением Маяковского в поэзии, действительно, "случилось что-то
огромное". Не просто пришел еще один одаренный поэт — явился художник
большой исторической миссии, особого "переломного" значения. В нем
все поражало: "язык улицы", стремительный поток метафор, дерзкая
широта замыслов, необычно активная роль личного начала.
Чем
же определяется глубина и цельность поэзии Маяковского, что дарует ей
долговечность? Я думаю, что этим она обязана прежде всего высоте и
значительности тех идеалов, которые поэт отстаивал на протяжении всей жизни.
Любовь и ненависть, лирика и сатира в его творчестве порождены одним и тем же
чувством — верой в то, что будущее человечества прекрасно, и страстным стремлением
приблизить его. Маяковский никогда не отделял себя от народа, строящего новое
общество. Шагнув через "лирические томики", он обращался к миллионам
читателей. Как живой с живыми говорит он сегодня с "товарищами потомками"
во всем мире. В поэзии XX столетия нет другого поэта, который бы вызвал на себя такие потоки
хвалы и брани. Брань сопутствовала ему на всем, почти двадцатилетнем,
творческом пути, но уже при жизни молодое поколение увидело в Маяковском своего
трубача и запевалу. Таким он остался на всю жизнь. Он входит в нашу жизнь
быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, деликатным, предупредительным,
трогательным и нежным в заботе о других.
Грядущие люди! Кто вы Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души! —
обращается к нам
молодой Владимир Маяковский. Чтобы понять жизнь и личность поэта, прислушаемся
к его слову.
|