Глубина поэтического
мира С. А. Есенина
Сергей Есенин. В
самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота
народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье
творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и
свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений
настойчиво перебивает ся поэтическими строками.
Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины —
основное в его творчестве.
Стихи
поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья
среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира.
Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении
раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения:
Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой...
С
ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом
было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики
Есенина:
Родился
я с песнями, в травном одеяле...
Жизнь
и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и
совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен
себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о
будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений,
который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он
любовно поэтизирует приметы родной стороны:
Свет луны, таинственный, и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
Вторжение
в деревенские просторы городской цивилизации отражается поэтом как приход
враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения
проблем, которые еще недавно казались ему безысходными.
В "Письме к
деду" он говорит о неоспоримом преимуществе техники "стального
коня". Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в
прошлом русской деревни — нищем и "безысходном", и в последние годы
творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается
воспевать старую деревню:
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям...
В
последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не
только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни.
Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:
Что же, дайте косу, я вам покажу, Я ли вам не свойский, я ли вам
не близкий, Памятью деревни я лъ не дорожу?
В
поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости,
растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное
время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее
многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в
душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам
"Печаль моя светла". Поэт ощущает роковую безостановочность времени:
"Все пройдет, как с белых яблонь дым".
Любовная
лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость
встречи, тоска разлуки, грусть отчаянья — разнообразные переживания поэта. Но
тема любви сближается в его стихах с главной есенинской темой — темой Родины.
Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности счастья вдали от
родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:
Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.
Современники
вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи —
магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо
свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его
стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии
Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к
Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова:
"Есенин - это вечное".
|