"Страна
березового ситца" в лирике С. А. Есенина
Сергей Есенин — певец
Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение
беспокойного и нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью
пахнет". Он как бы создан
специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны
сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным просторам
родных полей.
Уже
первые стихи Есенина отражают мир "многоцветный и радостный. Все в нем
живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья
и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над
чащобой мохнатого леса, "метелица ковром шелковым стелется", и
голодным воробушкам под вихри снежные снится весна.
Есенинская
зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных
струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него
ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчетливо горят
снежинки в золотом огне луны, роса превращается в синие хлопья на зеленых
кустах лугов. Увядание природы Есенин уподобляет пожару, осень — поджигателю,
отсюда образ: "горек запах черной гари, осень рощи подожгла". Казалось
бы, противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если
представить голые деревья, "сожженные пожаром осени".
У
Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: "звонкий мрамор белых
лестниц", "стозвонные зеленя". Удивительно умение поэта
находить новые оттенки для употребления. Если белый цвет черемухи Есенин
сравнил со снегом ("сыплет черемуха снегом"), то дальше следует такой
образ: "Как метель, черемуха машет рукавом". Березка привлекает
внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее
неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций.
Ветви березки превращаются то в "шелковые косы", то в "зеленые
сережки", а цвет ее ствола — то в "березовое молоко", льющееся
по равнинам родной земли, то в "березовый ситец". При дуновении
летнего ветра ветки березок колышутся и, "как сережки", звенят. Поэт
очень удачно замечает сходство стройной березки с девушкой, а звон украшающих
ее сережек и кос — с ветвями дерева. Россия
представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек,
озер, наполненных своими многоголосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и
суточные цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир,
находящийся в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко-зеленый,
то багряный и рыжий, подчас закованный в ледяные латы и разливающийся половодьем,
то хмурый и пасмурный.
Нескольких
строк поэту достаточно для создания законченной и яркой картины:
По лугу со скрипом Тянется обоз -Суховатой липой Тянет от колес.
Всего
лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и место действия, и
его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина очень противоречивое
и неоднородное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жизнерадостное,
бодрое и смеющееся. Но мне кажется, что именно в лирике выражено все, что
составляет душу есенинского творчества.
|