Свет России в лирике
С. А. Есенина
Сергей Есенин! В этом имени — свет России — голубые ее глаза,.. В этом имени — песня России — соловьев ее голоса...
В. Кузнецов
Сергей Александрович
Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. "Фамилия Есенин —
редкая, коренная, в ней звучат языческие корни — тайсень, овсень, ясень, — связанные
с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками", — писал А.
Толстой.
Выросший в глуши
мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески
"лонных вод", Есенин не был знаком с музыкой революции, не испытывал
тяжелого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психологию земледельцев и
воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к
"преданьям старины глубокой".
Творчество Есенина
опиралось на традиции русской классической литературы и народной поэзии,
отражало существенные стороны русской жизни и национального духа и поэтому
приобрело художественную неповторимость и своеобразие» Глубинная связь поэта с
фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Песенная атмосфера,
окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать
считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед Титов, воспитывавший
Есенина, знал наизусть великое множество песен. Есенин был знаком с творчеством
многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и т. д.
Из всех жанров
устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали
особенностям таланта поэта. На основе
использования стилистических возможностей лирической народной песни были
созданы "Под-ражанье песне", "Выткался на озере...",
"Хороша была Таню-ша..."
В стихотворении
"Выткался на озере..," поэт под влиянием народной лирической песни
идет от изображения общей картины природы к ступенчатому сужению образа:
Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут
глухари. Плачет где-то иволга, схоронясьв дупло. Толъкомне не плачется, на душе
светло...
Во многих
стихотворениях Есенина заметна ассоциативная связь с содержанием популярных
народных песен, которая способствует раскрытию идейного замысла, углубляет содержание
образов. В стихотворении "Ямщик" наблюдается форма лирического
монолога:
Пой, ямщик, вперекор этой ночи, — Хочешь, сам я тебе подпою Про
лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою.
В этих строках легко
угадывается песня "Вот мчится тройка удалая".
Связь с народной песней реализуется в перефразировке
строки или введении образа-сигнала:
Плачет и смеется
песня лиховая,
Где ты, моя липа?
Липа вековая?
Эти
строки восходят к народной песне:
Липа вековая над рекой шумит. Песня удалая вдалеке звучит.
Корни есенинской
поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех
творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементы
фольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии характера героя,
при изображении различных настроений, внешних деталей портрета, при описании
природы и для передачи колорита.
Часто
Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения.
Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя —
шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "словно белой косынкой
повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т.
д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько
очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:
Зеленая прическа, Девическая
грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Здесь показана молодая стройная березка, которая настолько
уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных
расставанием влюбленных. Такое очеловечивание не свойственно фольклору. -
Есенин
часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором,
что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта
— синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятности голубых просторов
России, создают атмосферу светлой радости бытия ("синь, упавшая в
реку", "вечером синим, вечером лунным").
Большое
место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они
используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы,
богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха
душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани",
"во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей").
Немаловажную
роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они
используются для показа душевного состояния
человека, для создания
ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы
с перестановкой слов:
С моей душой стрясласъбеда, С душой моей стряслась беда.
Поэзия
Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:
Милые
березовые чащи!
Используя
стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через
литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные
традиции преломляются через сугубо есенинское и приобретают оттенок
индивидуальности, органически входят в ткань произведения Есенина и выступают
как элемент его поэтического творчества. Песни родной земли, как и ее народ,
ее обычаи, природа не только навсегда остались в поэзии Есенина предметом
самых глубоких раздумий, сердечной привязанности, но и стали своеобразным
эстетическим критерием. Лирика Есенина — это лирика, раскрывающая сложный
и'многообразный мир души человека.
Для С. Есенина
фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера,
обычаев и психологии русского народа, а также шкалой поэтического мастерства.
|