Своеобразие
любовной лирики А. А. Блока
Есть
поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда
не разлучаемся. Среди них — Александр Блок.,.
М. Рыльский
Поэзия
А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой
выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать
от него истинное наслаждение.
Как
поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале
творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского.
Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и
возвышенности чувств, постижению красоты
окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского
не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые мистические и
романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и
философа-мистика Вл. Соловьева, который был признан "духовным
отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Идейным
стержнем его учения была мечта о царстве теократии,
которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но
спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным
синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта
соловьевская тема стала центральной в ранних
стихотворениях Блока, составивших первую его книгу "Стихи о
Прекрасной Даме" (1904 г.)
"Стихи
о Прекрасной Даме" - это произведения, в основе которых лежит подлинное
чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это
мистическое преклонение перед Владычицей
Вселенной, Вечной Женственностью.
Последовательно и систематически Блок переводит в
"Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший,
идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни
было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева,
Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина.
Лирический герой - отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей
Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она
часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление
призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает
конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное
восприятие: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный
взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церковная,
"молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует
представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней,
ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением,
преображением всего мира.
Большой
знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме"
- это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное
в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной
зари". Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию,
обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней самое прекрасное,
возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное, психологически
правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. В служении
Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг
жизни:
Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души.
Пусть
представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для нас
важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит
какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий.
В
1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности".
Изображая неприглядные стороны современного города, Блок создает образы на
пересечении двух планов — реального и фантастического. Ярким выражением таких
взглядов является баллада "Незнакомка", написанная в 1906 году.
Блок специально отбирает только такие детали повседневности, сочетание которых
должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской "жизненной
прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмосферу буржуазного общества.
Описываются детали неприглядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики,
тлетворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин,
сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п. Из нескольких возможных
синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую
оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармоничном мире выступает
прекрасная женщина — таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на
пересечении реальности и фантастики (сам Блок назвал это "фантастическим
реализмом"). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты
Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах
узкая рука, темная вуаль.
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
..Дыша духами и туманами,
Она садится у окна
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука...
Нельзя
не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают индивидуального
портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней
красоте таинственной Незнакомки. Она окружена чем-то
загадочным и непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или
сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и
чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из читателей они вызывают свои
личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства, пробуждают воспоминания.
Поэтический дебют
Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов. Мотивы
сомнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи о Прекрасной
Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее
привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые
настроения и чувства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла
"Заклятие огнем и мраком" "О, весна без конца и без
краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец
Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше
пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось
у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт
провозглашает иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как звонкий
дар, как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь во
всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" —
главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца и без
краю..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и
тесные города, "осветленный простор поднебесный и томления рабьих
трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные
ее проявления. И когда поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он
не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".
Теперь в восприятии
поэта непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом жизни,
приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие
стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судьбах России,
о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный
бой! Покой нам только снится.." ("На поле Куликовом").
Постоянное беспокойство, жажда творчества, несмотря на '
жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей
деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..."
насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженного поэта. Весна
и мечта связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом
весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни.
Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные.
Любовь
занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь
и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится
невыносимой постоянная унизительная ложь ("молчаливая ложь",
"лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и
сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной
правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Унижение").
Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у
Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение "Ночь, улица,
фонарь, аптека...").
Наряду
с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах
в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей
любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение
"В ресторане":
..Ло была ты со мной всем
презрениемюным,
Чуть заметным дрожанъемруки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
И
дохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались
тревожно шелка.
Встреча
с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви, надежду на
возможность счастья. Восприятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье
усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа.
К. Паустовский
писал: "Стихи Блока
о любви —
это колдовство. Как всякое колдовство, они
необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно в "Незнакомке",
"В ресторане", мастерство доходит до предела... Это не столько стихи
о вечно женственном, сколько порыв огромной поэтической силы, берущей в плен и
искушенные, и неискушенные сердца".
|