Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди
просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них — обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы.
Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд — мука, рабство,
безнадежный плен без перспектив
освобождения! Такие люди тянут лямку,
кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются
с периодами апатии.
Согласятся
ли все они с тем, что величие человека в труде?
Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего
предполагают праздность. Вспомним сказки —
русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто
фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными
берегами, чудесное дерево, приносящее плоды круглый год — символы изобилия без
труда. Даже Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама
и Евы: "В поте лица будешь добывать хлеб свой". Во всех легендах упоминается
Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку
урожаев в год, рыба сама плыла в сети.
Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой
долей для не осознающего себя человечества.
Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами
чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась
возможность обмена: я делаю посуду, а ты - одежду. Появилась возможность выбирать профессию, достигать
мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый,
труд — почти религия.
Россия
постыдно долго задержалась на доисторической ступени развития, лишь недавно
избавилась она от рабского труда. Может быть, поэтому так тяжело входит в наше
сознание вкус и любовь к работе, то, что называется рабочей гордостью. Словчить, обмануть, получить больше,
чем ты заслуживаешь — нередко эти желания гораздо сильнее желания
честно трудиться, имея возможность отчитаться в каждой копейке, смело говоря:
всему, что у меня есть, я обязан только себе. Удивительная русская литература
давно била тревогу: -неумение и нежелание работать губит страну. Достоевский в "Подростке" писал, что у России нет
людей практических, Лесков, как никто знавший русский народ, с горечью
отмечал утрату ремесел.
И наряду с
этим с каким уважением писали мастера о людях труда; как знали они подлинную
поэзию деятельности: "Он выносил беспокойный труд и решительным напряжением
воли; чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый
корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой... вся
работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но как ни тяжело он
дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он
молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не
стал в новой сфере "своим"..." (А. Грин, "Алые
паруса").
Каждый труд благослови, удача. Рыбаку — чтоб с рыбой невода,
Пахарю — чтоб плуг его и кляча Доставали хлеба на года.
С. Есенин
В поте пишущий, в поте пашущий, Нам знакомо иное рвение:
Легкий огонь, над кудрями пляшущий, Дуновение — вдохновение.
М. Цветаева
Нет высокого
и низкого во вдохновенном труде. Но есть труд, который заметен, результаты
которого видны всем: пища, одежда, дома, дороги... А есть кропотливая работа
ученых, изобретателей. Когда, придя домой, мы включаем лампочку, то ясно, что
ее сделал рабочий на заводе. Но многие ли в этот момент с благодарностью вспоминают
Яблочкова и Эдисона? Покупая семена для
дачного участка, знаем ли мы, чей труд стоит за новыми сортами — генетиков, селекционеров? Включая телевизор, мы не
задумываемся ни на миг, что если бы не было Эйнштейна, Планка, Гейзенберга, которые занимались, казалось бы,
такими бесполезными вещами, как теория строения атома и устройство Вселенной.
Но без них не было бы ничего из таких привычных нам благ цивилизации, как
телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Может быть, кто-то и знает, что слово
"робот" придумано Чапеком, а кто знает Норберта Винера - отца современных информационных технологий.
Скорее мы вспомним Билла Гейтса, который, в общем-то, является
интеллектуальным паразитом, разрабатывающим давно открытое месторождение.
И все-таки,
можно ли труд сделать мерилом величия человека?
Человечества - наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей в глубь
веков лестницы, где каждая ступенька — плод
труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того,
как наше общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу, повару, учителю, — зависит, продолжится ли
эта лестница в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми в
других странах, где давно узнали цену труду.