Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера "Разбойники"
Как-то
Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно
закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более
прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха
Шиллера. Он был известным гуманистом, много думал над смыслом человеческой
жизни. Современники Шиллера полностью утратили искренность и открытость в
отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не
друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего индивидуализма
и неверия.
Драма
"Разбойники" — это первое драматическое произведение Шиллера. Юному
гению удалось создать очень интересную пьесу, которая и сегодня актуальна. В
драме показано противостояние сыновей графа Моора - Франца и Карла, которые
являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл —
воплощение романтического взгляда на
жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением
относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям,
одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые
используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так:
"Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом". Но в глубине
души юноша остается добрым и чистым человеком.
Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в
отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей
несправедливости. Юноша покидает общество,
скрывается в Богемском лесу и становится главарем разбойников. Карл
Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным.
Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных
разбойниках.
Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника,
лишенного чести и совести. Именно Франц был причиной того,
что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал
брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и
жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца — удовлетворение своих желаний.
Этот человек считает, что честность — удел
бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий
для достижения этих целей. При
необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в
каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные
видения, которые становятся расплатой за
жестокость и преступление. Франц Моор не может пережить мук совести.
Страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться,
что жизненная философия Карла победила, но это не совсем так.
В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он
задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За
свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл
понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он
видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно
сдаться властям.
Фридрих
Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом,
чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не
станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к
выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные
законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме "Разбойники"
Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого
человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоречие
является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера,
в реальной жизни это противоречие неразрешимо.