Современник
А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических
условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного
выступления — выступления декабристов в 1825 году. Обращаясь в произведениях к
важнейшим историческим проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути
реализма» который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. В. Г. Белинский писал:
"Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность".
Н. В. Гоголь
был наделен даром необычайной наблюдательности, самые мельчайшие подробности
не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком
и окружающей его действительностью, анализируя их, писатель в результате
приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета современности.
Обобщение, к которому гоголевская художественная мысль всегда тяготела, получает в
"Мертвых душах" новую форму. "Мне хочется в этом романе
показать... всю Русь", — писал он в письме Пушкину.
Н. В. Гоголь
ненавидел крепостное право, поэтому в поэме "Мертвые души" он гневно
изобличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны, к экономической
и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства.
"Мертвые
души" — это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел воплотить
свой замысел. Понятие "мертвые души" многообразно преломляется в
поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души
— как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники).
Однако с понятием омертвления человеческой души связана надежда на горячо
желаемое возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и
заботой автора была именно живая Россия.
Герой поэмы
Павел Иванович Чичиков побывал во многих местах, видел бескрайние русские
просторы, встречался с чиновниками, помещиками и крестьянами. Он видит убогую
крестьянскую Русь с покосившимися избами. Да и помещичьи усадьбы не отличаются
большим порядком. Всего много у Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы
людям, хозяину и государству. Манилов бесхозяйственный, беззаботный, его
усадьба заброшена. Ноздрев — игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке,
никому не приносит пользы. А ведь на этих помещиках держится царское
самодержавие. Прочна ли опора? Счастлив ли народ? Богатолитакоегосударство?
В поэме миру
угнетателей — "мертвых душ" противопоставлен многострадальный
русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.
Родина — это
прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме
простых русских людей. С первых же строк произведения мы видим двух мужиков у
двери кабака. Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что
делать, как изменить жизнь, но у них уже зародилась ненависть к угнетателям.
Читая поэму, мы знакомимся с
крепостными помещиков Манилова, Коробочки,
Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные
люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим
трудом создали богатство помещикам,
только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты, они
не пытаются что-либо сделать для улучшения своей жизни. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй,
Прошка, девочкаПелагея, которая
"не знает, где право, где лево", — все они бесправные, приниженные, дошедшие до отупения. Узок духовный
мир этих людей. Их поступки вызывают горький смех.
Петрушка, читая книгу, следит затем, как из отдельных букв получаются
слова, дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести
лошадей, запутавшихся в постромках; плюшкинские Прошка и Мавра забиты до
крайности.
Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие "всей громадно несущейся
жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему
слезы", - писал Ф. М. Достоевский. Но сквозь эти "слезы", в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу "бойкого народа" и
расторопность ярославского мужика.
Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде
свободы.
"Русский
человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на
Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и
пошел рубить себе новую избу".
Крепостной богатырь, плотник Пробка, "в гвардию годился бы".
Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник
Митяй создавал экипажи необыкновенной
прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.
Талантливый
сапожник Максим Телятников - "что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо".
Еремей Скороплехин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако "...нет житья русскому человеку, все немцы мешают,
да русские помещики шкуру дерут".
Крепостные
показаны хорошими работниками, с увлечением они выполняют всякое дело, с таким
же увлечением отдаются веселью.
Гоголь ценил
в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: "Как метко
все, что вышло из глубины России ...бойкий русский ум, что не лезет в карман
за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на
вечную носку".
Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера
своего народа.
В поэме
показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от
помещиков на окраины России.
Абакум
Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский
простор. Он "гуляет шумно и весело на
хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с
бурлаками, "таща лямку под одну
бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал
выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему:
"Еще доселе загадка, - писал Гоголь, - этот необъятней разгул, который
слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы
сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания
человек".
Тема
крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца
Вшивая Спесь, Боровки и Задирай-лово убили заседателя Дробяжкина. Судебная
палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых. Но
среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого.
Капитан
Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать
и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин,
то грубо ответил: "Ищи сам средства для жизни", да еще
пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать средства в дремучие леса,
в шайку разбойников.
Неспокойно в крепостническом государстве. Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь "с другого боку", и неизвестно, чем обернется "разгул
широкой жизни" народной... Не видят этого равнодушные очи помещиков и
правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, отмахивающихся
от патриотов советами "искать сами себе средств"...
Ну, что ж, Россия
найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся на
широчайших пространствах жизнь. Гоголь не знает, какие это будут средства, но
искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: "Русь!
Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно,
разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; ...но
какая же непостижимая... сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя
тоскливая... песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не
родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть
богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтисьему?"
Горячая вера
в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине
позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических
отступлениях он рисует Русь в символическом образе "необгонимой
птицы-тройки", воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о
России кончается поэма: "Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает
ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный...
воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают
ей дорогу другие народы и государства".