Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Героев А. С.
Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее
10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре,
в ложе одной из "красоток записных".
И все же, чего же было больше — сходства или различия? Иногда в них
разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.
Евгений Онегин. Уже первая глава романа рисует законченный образ
светского молодого человека, не лучше и не хуже
прочих. Домашнее образование, виды на наследство, светский лоск,
приятный, легкий ум, реализующийся в изящных разговорах с домашними.
Основательная подкованность в вопросах моды и составления меню холостяцких
обедов — вот и все. Пушкин подробно описывает день Онегина: вставание,
завтрак, туалет, бал, театр, сон...
...проснется он — и снова До утра жизнь его
готова, Однообразнаи пестра И завтра то же, что вчера.
Механическое, педантичное повторение и размеренность того, что считается развлечением, ужасно. Вся пылкость чувств реализуется в "науке страсти нежной", но там, где нет любви, страсть
переходит в привычку, а затем — в скуку:
...короче, русская хандра им овладела
понемногу.
Переезд в деревню ненадолго увлек Онегина, он даже попытался применить на практике кое-что, усвоенное из Адама Смита, но
вскоре увидел, что
...в деревне то же, что везде.
Но Онегин не
во всем совпадает со своим внешне явленным образом величественного
денди и бездельника,внем есть и другое:
...мечтам невольная преданность,
неподражательная странность и резкий, охлажденный ум.
Незаурядный
человек с сильными и яркими задатками, замкнутый в круге данностей и
неспособный вырваться из него — это Онегин. Его желания скорее порывисты, чем сильны, он не понимает, что "труд
упорный" — удел всякого ваятеля собственной жизни. Идя на поводу
готовых, легких ответов, он поневоле, мимоходом становится убийцей, соблазнителем...
Благородство
и порядочность, которые он проявил по отношению к "печальной Тане", удивляют
и обнадеживают. Онегин ведет пустую жизнь, но он не пустой. Пушкин заодно со
своим героем, поэт дает ему шанс на настоящую жизнь. Онегин воскресает через
любовь и отказ любящей женщины, в пять минут показавшей ему, что есть истина, а
что - ложь. Пушкин расстается с Онегиным, как бы говоря: дальше - твой выбор.
Онегин человек не пустой, он падший, но не пропащий.
Григорий Печорин должен быть немного моложе Онегина. Он очень
свеж и моложав - таким его описал Лермонтов. Он хорош собой. Но в первой встрече
в главе "Максим Мак-симыч" нас
поражает его вялость, бесконечная усталость, которая может быть только
у старика, прожившего пустую, бессмысленную жизнь. Об Онегине мы знаем больше
со слов автора. Печорин пишет дневник, мы вчитываемся в самоописание героя. Ничего не зная о его юности и
детстве, мы узнаем, что Печорин трезво оценивает и свои силы, и
слабости, и пороки. Он знает, чувствует, что "ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе
моей силы необъятные". Но он
растратил силы, "увлекся приманкой страстей пустых и
неблагодарных". Онегин ищет и не находит смысла
в жизни. Печорин знает, что его нет. Сила и мощь его личности и
интеллекта таковы, что он может выстраивать и планировать ситуации, управлять
людьми, их чувствами и поступками. Печорин всегда получает желаемое, но,
получив, охладевает, понимая, что не это ему нужно. А что? Печорин не боится
смерти, он не любит жизнь. Если Онегин, став невольным убийцей, был потрясен,
то Печорин - убийца хладнокровный, он спокойно проходит мимо людей, которые
для него не более чем тени. Можно задеть его самолюбие, но не сердце и душу.
Печорин считает, что душа его мертва, но что же тогда болит?
Два героя.
Два времени. Время надежд и разочарований, деятельной жизни и тлена. Великий
пушкинист Юрий Тынянов говорил, что Пушкин — винное брожение литературы,
Лермонтов - свидетель разложения.