(Сочинение-рассуждение по
роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое,
потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.
М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
"Герой нашего
времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В
романе поднимается злободневная проблема: почему
умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и
"вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос
Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к
поколению 30-х годов XIXв. В образе
Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого
поколения молодых людей начала века.
В предисловии к "Журналу
Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа..."
Такая
идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью
его является нарушение хронологической последовательности событий.
Роман
состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и
свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто
цельное, в единый роман.
Особое место
в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина,
написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника ("Княжна
Мери"), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя
некоторое время.
Лермонтов
подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был
строгим судьей самому себе и "беспощадно выставлял наружу собственные
слабости и пороки".
Печорин -
"лишний человек". Поведение его непонятно окружающим, потому что у
них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При
всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С.
Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкий, и
лермонтовский Печорин принадлежат к типу "лишних людей", то есть
таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни
дела. Белинский сказал о Печорине: "Это Онегин нашего времени, герой
нашего времени. Несходство их между собою
гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". Герцен тоже назвал
Печорина "младшим братом Онегина".
В чем же
сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского
общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же
разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и
охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин
стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба
они являются типичными представителями
мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других
социально-политических условиях.
Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического
оживления. Печорин - человек 30-х годов,
времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще
не заявили о себе.
Онегин мог
уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин
в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему
Белинский сказал, что "Онегин скучает, Печорин глубоко страдает".
Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже
Онегина.
Эта
одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле
Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни,
критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны
и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он
держится спокойно, ибо "полнота и глубина чувств и мыслей не допускает
бешеных порывов".
Печорин —
сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.
Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его
собственному справедливому определению, —"нравственный калека". Его
характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
Эта
противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у
всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво
подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда
он смеялся". Лермонтов говорит: "Это признак или злого нрава, или
глубокой, постоянной грусти..."
"Взгляд его -
непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное
впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был
столь равнодушно-спокоен". Походка Печорина "была небрежна и ленива,
но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой
скрытности характера". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение",
с другой - "нервическая слабость". Печорину около тридцати лет, а
"в его улыбке что-то детское",
Максим
Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере:
"В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему
ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что
простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на
кабана один на один...".
Эта
противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой,
обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того
времени.
"Целая
моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных
противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются?
Во-первых, в
его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный
человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда
жизни и деятельности.
Во-вторых, в
нем борется рассудочность с требованиями чувства: "Я давно уж живу не
сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим
любопытством, но без участия". Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить
природу. От соприкосновения с ней, "какая бы горесть ни лежала на сердце,
— говорит он, — какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется,
на душе станет легко".
Противоречия
в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к
женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего
честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда
власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле
все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха
— не есть ли первый признак и величайшее торжествовласти?"
Но Печорин
не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его
отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный,
выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по
дороге в Пятигорск... Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься,
пожать ее руку... При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала
для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!" Оставшись
без коня в степи, "он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".
Эта
противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким
чувством он расценивает себя как "нравственного калеку", у которого
"высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души.
Чтобы ярче
показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время
поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину
противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы
"сделаться героем романа", старается "производить эффект".
Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости
разыгрывают разочарованных, а под старость "делаются либо мирными помещиками,
либо пьяницами, иногда — тем и другим". Накануне дуэли, вспоминая всю свою
прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели
родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: "А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение
высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Но
Печорин не нашел этого своего "высокого назначения", не нагнел
деятельности, достойной его "необъятных сил". Он -тратит богатые силы
свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь "честных
контрабандистов", похищает Бэлу, добивается
любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с
кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и
Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до
глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным
заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних,
дружеских отношений между людьми.
Вот оно, самое страшное противоречие: "необъятные силы души" и
мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится "любить весь мир" и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений
и мелкие чувства, владеющие душой;
жажда полноты жизни и полная
безнадежность, сознание своей обреченности.
Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "умную ненужность", в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: "Во мне душа испорчена светом", то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они
там и умерли".
Но дело
здесь не только в дворянском обществе. В 20-е
годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин - человек 30-х годов, типичный
представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: "или решительное бездействие, или пустая
деятельность". В нем кипит энергия, ему хочется активного действия,
он понимает, что у него могло быть
"предназначение высокое". Но в том и трагедия Печорина, что он
так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы
к общественно-полезному делу в его время было невозможно.