Каждый
писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и
пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений
Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта
огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед
читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины,
"необходимые глупцы" великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного
дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изображении этих персонажей явно
чувствуется ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей
массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример.
Самым
крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое:
"Мне нравились его черты". А
героиню называет своим "верным идеалом". Значит, в Онегине не все одобряется, а в Татьяне - все.
Очевидно, при рассмотрении этих образов
можно ответить на поставленный прежде вопрос.
У Онегина и
Татьяны есть качества, которые их сближают.
В обществе, где "воспитаньем немудрено блеснуть", наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в
совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, "читал Адама
Смита", хорошо разбирался в театральном искусстве.
Татьяне с
детства книги "заменяли все". За чтением романов она провела не одну
ночь. А позднее с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника.
И Онегин, и
Татьяна обладают проницательным умом. Онегин
знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его
суждений. Ольга для Онегина - заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей
"какой-то пошлый мадригал", с
Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как
Онегин.
Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все подвергает
суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда
заботится о том, какое о нем сложится
мнение. Наделенная "своенравной головой", Татьяна резко
высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну
сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях.
На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает "признаньем также
без искусства"..
Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одинокими в той
среде, к которой они принадлежали по рождению? , Поэт
отмечает, что Онегин в избранном обществе "казался чужим".
Татьяна даже в родной семье "казалась девочкой чужой".
Но, обладая некоторыми
сходными качествами, герои различны между собой.
Себялюбию Евгения
противопоставлена душевная щедрость Татьяны.
Эти качества
проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на
которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной
привязанности.
С юных лет "наука страсти нежной" заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, часто меняя
привязанности. В минуту откровения он признается Татьяне, что "семейная
картина" его не пленяет, что он не способен никого долго любить.
Позднее,
добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской
дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих страданиях.
Татьяна
принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам,
которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и неповторимо.
Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, лишь бы убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта
на дуэли.
В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состраданию, сочувствию
к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к
одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского
долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя продолжает его
по-прежнему любить.
Однако
основным различием между героями является полное равнодушие Евгения и глубокая
привязанность Татьяны к "низкой" природе и народу. Разве мог воспитанный
французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений
чувствовать прелесть "низкой"
природы, ощущать необходимость связи с народом? Ко всему этому он
остается равнодушным. Только на короткое время его могла
пленить непритязательная деревенская природа. А затем он увидел, "что и в
деревне скука та же".
Совсем иная
Татьяна. Выросшая среди привольных полей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно
общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной
земле и ее природе, трогательную привязанность к "бедным поселянам".
Еще с детства "она любила на балконе предупреждать зари восход",
наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно
доверять свои тайны.
Татьяна
сочувствовала народу ("бедным помогала"), но особую нежность в ее
душе вызывает няня, которую она называет "милая". Этих симпатий
ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни
высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, привычному
образу жизни.
Различное
отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который
помогает дать окончательную оценку героям.
Онегин — тип
"лишнего человека". Татьяна — положительная героиня.
В образе
Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х гг. XIXв., которая отрицательно относилась
к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с народом таких людей
ничто не связывало. Они превращались в "эгоистов поневоле", в
бесполезных для общества людей. Такая жизнь не имела никакого смысла.
Татьяна
впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных
черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.
Жизнь
Татьяны имела определенное положительное содержание, хотя его еще нельзя
назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в
общественной жизни она никакой роли не играла.
А жизнь
обретает высокий смысл лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему,
борется за его счастье.