В романе А.
С. Пушкина "Евгений Онегин" представлен еще один тип молодого
человека 20-х гг. XIXв. — юный
поэт-романтик Владимир Ленский.
В Ленском
Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина,
отвлеченный и совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г. Белинского,
совершенно новое явление.
Ленский
молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантливый поэт, лирик, убеждения его
самые передовые: благородные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое
довольно солидное по тому времени образование (он обучался в университете в Германии, в
Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни,
но и не стремится узнать ее.
Изучение
действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в его
романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь. Когда он в
жизни встречает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и
изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно
горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так,
под впечатлением своих предположений, далеких от действительности, "кипя
враждой нетерпеливой" к своему вчерашнему другу, Ленский становится под
пулю холодного и равнодушного Онегина.
Мне жаль
этого наивного, пылкого и безрассудного юношу, ведь это благородный, душевно
чистый человек, полный "вольнолюбивых надежд", жажды труда, знаний.
Ленский, к тому же, талантливый поэт.
Но
дальнейшая его жизнь, останься он в живых, мне неясна. Он мог в равной мере
стать известным писателем или же мало-помалу превратиться в обывателя, ленивого
барина, разочарованного циника. Довольно резкую характеристику Ленскому дает
В. Г. Белинский. "Люди, подобные Ленскому, -пишет критик, — при всех их
неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных
филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются
этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и
старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди
просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь самые несносные, пустые и
пошлые люди".
Прочитав
роман, невольно думаешь: "Ну почему люди благородные, с высокими
требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны?" Они
или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежды
на счастье, как Онегин и Татьяна.
Находить
удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не могут по своему воспитанию и
положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки,
которые они осознают слишком поздно, чтобы исправить. Сам поэт участливо
показывает, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои, сколько
среда, сформировавшая их характеры. Это
грустное удержание в ненормальности всего жизненного уклада,
невозможности настоящего счастья в существующем
обществе, изображенном в романе, неизбежно приводит читателя к мысли о
необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем.
Эту борьбу
вели декабристы, сам Пушкин, а позже - революционеры-демократы. И роман
"Евгений Онегин" помогал и
помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье всего
человечества.