Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая,
страстная...
В. Г. Белинский
200 лет минуло со дня рождения гения русской литературы, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Хочется
снова и снова возвращаться к пушкинскому слову
и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где
представлена молодежь 20-х годов XIXвека.
Существует
очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она
выглядела настолько живой, что, казалось,
сейчас заговорит. Но скульптура молчала,
а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он
выразил свое сокровенное представление о
женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта
мраморная девушка живой. Эта странная любовь
была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.
Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник
всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин",
любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее
внешность, силу чувств, "милую простоту". На многих страницах невольно признается: "...я так
люблю Татьяну милую мою!..", "Татьяна, милая Татьяна! С тобой
теперь я слезы лью..."
Часто говорят о "тургеневских девушках". Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что "пушкинские девушки" не менее интересны и привлекательны. Маша
Троекурова из "Дубровского", Марья Гавриловна из "Метели".
Но самая привлекательная и "знаменитая" из всех героинь Пушкина -
Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже "прелестный уголок",
какие попадаются в средней полосе России. Пушкин много раз подчеркивает, как
Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали
Татьяну "русскою душой".
Татьяна во
многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной
старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы".
Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других,
она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не
занималась рукоделием.
Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Провести города,
про моды Беседы с нею не вела.
С ранних лет
она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор
подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств,
которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли
книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение,
душевные качества. Так Пушкин подводит нас к
пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая,
одухотворенная. А разве такая может не нравиться?
По душе
автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну
трудно осуждать за это.
Поэт спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она
не ведает обмана И верит собственной мечте?
Мы не можем
не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А
когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь "...волненье света ненавидит;
ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой". И любовь к
Евгению Татьяна по-прежнему хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к
его "милому идеалу":
Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого
для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней...
Пушкин -
"истинный гений" в науке "страсти нежной" — хорошо знал
женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет
девушки, которой он отдает предпочтение. Главные ее черты - благородство и
верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву
святости брак, Марья Гавриловна,
отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с
неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и
сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая,
по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:
Но я другому отдана, И буду век ему верна.
Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и
законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других "пушкинских девушек" милыми и привлекательными:
благородство, чистота, верность.
Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих
содержательной жизни.
Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова "Обломов", тургеневские героини: Наталья из "Рудина", Елена из
"Накануне", жены декабристов, воспетые
Некрасовым.
Я считаю, что "Татьяны милый идеал" и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за
ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков.