Комедия
"Горе от ума" — одна из подлинно реалистических комедий в русской
литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо,
психологически верно.
Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспринимает
произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не
является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским
обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие "прошедшего
житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание произведения.
При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое
изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги
персонажей.
"Горе
от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве,
о просвещении, о воспитании, о
рабском подражании всему иностранному. Реализм "Горя от ума"
выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи -характеры, верные правде жизни, яркие,
неодномерные. Персонажи "Горя от ума" не карикатуры, а точные
подобия живых людей.
Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где
угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее
ума и здравомыслия Чацкого.
Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским".
Фамусов - типичный московский барин начала XIXвека с характерной смесью самодурства и патриархальности. В
образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество,
его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.
Ярким
примером безделья является составление Фамусовым расписания
на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для
Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими
средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо
живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев,
бунтовщика.
В
Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую
власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное,
живое. В его реальность веришь — и
потому оно особенно пугает.
Это
справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его
грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают
читателя. Это удачливый карьерист, который
характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии:
"Иные, смотришь, перебиты". Автор высмеивает Скалозуба как
тупого и бездумного офицера аракчеевской
поры, противника свободы и просвещения.
Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Молодые"
либеральные идеи дают возможность этой части дворянства "пошуметь" в
клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной
сатирической силой разоблачена в комедии
пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие
либеральное движение.
По всем
качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу.
Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает,
не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его
будущего успеха в фамусовском мире.
Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно.
Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические.
Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая
не сдерживаться в словах. Загорецкий - необходимый спутник всех Фамусовых и
хлестовых. "Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него было и двери на
запор; /Да мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.
Чацкий
является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи
кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям
фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость
и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость
крепостников * Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть
вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро
и истину.
Чацкий - это
тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема
попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый
аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в
восстание декабристов 1825 года.
Чацкий - это
прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.
Комедия
"Горе от ума" произвела большое впечатление на современников и не
менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею
восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще
многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей
злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену
одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый
век".