А, батюшка, признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва.
А. С. Грибоедов
Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как
много в нем отозвалось!
А. С. Пушкин
Москва дала
России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь
героев их произведений связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова,
сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом,
которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не
географическое, не столичное положение интересовало художников слова. Их
интересовала Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации. Какие
же мысли и чувства вызывает Москва?
Откроем
комедию Грибоедова "Горе от ума". Нас встречает богатый московский
барин и видный сановник Фамусов, списанный с родного дяди самого автора. Но это
не исключает его типизации: "Что за тузы живут в Москве и умирают!"
Это хранитель старинных традиций, для которого дядя Максим Петрович, вельможа
екатерининских времен, служит идеалом. Фамусову нравится надменный нрав,
пышный вид, роль в свете и при дворе. Высшее положение в обществе — главное
мерило. "Кто беден, тот тебе не пара", - говорит он Софье. Для него
зять с чинами да звездами интересен. Вот Скалозуб - желанный. Внутреннее
достоинство для чинов и для тузов - ничто!
Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат.
Да, в Москве
свои понятия о чести: "Когда же надо подслужиться, и он сгибался
вперегиб". Вот эта готовность сыграть при случае шутовскую роль, забыв
свой возраст и надменный нрав, и есть ключ к высокому положению. Все остальное
несущественно, в том числе и служба: "Подписано, так с плеч долой".
Тех же, кому "прислуживаться тошно", Фамусов требует на пушечный
выстрел не подпускать к столицам. Московские тузы — противники учености. Их
самих ею не обморочишь, но они радеют о других: от ученья развелись безумные
люди, совершаются безумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское
воспитание для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно.
Брюзжа по поводу Кузнецкого моста, средоточия французской моды, Фамусов вполне
подчиняется такой моде, дом его "открыт для званых и незваных, особенно из
иностранных".
Все знают
господа друг о друге, потому так боятся общественного мнения, так от него
зависят. Внешне все должно быть пристойно, а уж внутри дома - ни-ни! "Что
станет говорить княгиня Марья АлексевнаГ*
Своего
суждения не имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин. Он привык
думать, как все, повторять расхожие
истории своего круга. Фамусов в восторге от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирична Москва в изображении
Грибоедова, однако есть в характере Фамусова и хорошие черты: изрядная доля
добродушия, широкое гостеприимство,
хлебосольство, отличающее москвичей вообще. Хотя отзывчивость, правда,
несколько извращенная: "Ну, как не порадеть родному человечку".
Извечная нравственная всеядность ("хоть честный человек, хоть нет — для вас ровнехонько про всех готов обед")
характерна для подобных людей.
В образе Фамусова отразилась умственная косность и самодовольство
старинного московского барства. И ничто не способно изменить таких, как он.
—С тех пор дороги, тротуары Дома и все на новый лад.
—Дома
новы, но предрассудки стары...
(Из диалога
Фамусова с Чацким)
И это
истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до известной
черты. Как только кто-то представляется им
нежелательно опасным, они ощетиниваются и показывают острые клыки.
Сумасшедший! — вот их приговор умному справедливому человеку. Изгонят и опять успокоятся. Московские баре любят играть в
благодетелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина, не
пропадет и всегда найдет покровителей: "Частенько там мы покровительство
находим, где не метим". Целый ряд представителей московского общества: Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Хрюмины,
Тугоуховские -живая галерея московского общества 20-х годов XIXвека, с отличавшим его невежеством и
полным отсутствием высших интересов, стремлений и запросов. Праздная жизнь
Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительнымизатеями,вродекрепостногобалета.Их
отличает
полное презрение к человеческому достоинству крепостного, которого не
стеснялись менять на борзую собаку, кормить с собаками, могли отнимать и
продавать его детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пересуды.
Боятся не дурных поступков — они сплошь и рядом, а пересудов: "Грех — не
беда...", "Как можно против всех!" - восклицают Тугоуховские.
Взглянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: пересуды о
людях и нарядах, смешение французского языка с нижегородским, дух пустого,
рабского, слепого подражания... Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в
своей комедии тот "особый отпечаток", который лежит на "всем
московском".
В пользу верности этой картины говорит общность ее у Грибоедова с
сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе "Евгения
Онегина". Не случайно Пушкин берет к этой главе эпиграф из "Горя от
ума":
Гоненъе на Москву! Что значит
видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.
Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не
посмотреть на нее с других позиций: патриота, истинного гражданина, может быть,
защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества русских:
Напрасно ждал Наполеон... Нет, не пошла Москва моя К нему с
повинной головою.
И те же
дворяне, лучшие из них, движимые патриотическим порывом, стали во главе
сопротивления Наполеону.
Москва готовила пожар Нетерпеливомугерою.
И тем не
менее и для Пушкина Москва — олицетворение закостенелого барства:
Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец.
И дело не в
старых чепцах и гриме, дело в более существенном:
Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп.
Напрасно
героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий разговор":
Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не
вспыхнет мысли в целы сутки... Не дрогнет сердце хоть для шутки.
Пушкин как
бы довершил грибоедовскую сатиру на "московское барство". Его
"отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными
взглядами" — явление нарицательное. "Шум, хохот, беготня, поклоны,
галоп, мазурка, вальс..." — вот она, жизнь московского
"общества". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают
карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции старого,
чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не
спешащая вторая столица, деревенская родственница столицы первой — Петербурга.
Стоят на
московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них
течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши великие
поэты?