В конце зимы
1824 г.
по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно
московское высшее общество, изображенное
зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Талантливый
русский дипломат и писатель не случайно избирает
местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была
аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум
и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.
Комедия "Горе от ума" - суровое обличение того мира, в
котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но
не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно
актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью.
Главное действующее лицо пьесы даже не
Чацкий, который, безусловно,
высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, населяющие ее. Вначале образ столицы складывается
из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты
оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом
обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича
Фамусова.
"На
всех московских есть особый отпечаток", - говорит хозяин дома, умеющий
давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на
жителей других городов. В монологах Чацкого
и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для
читателя общие черты принадлежности к "московским".
Чацкий и
Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов
- "старинный, верный член" Английского клуба, который "весь
свой век пропрыгал на балах".
Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, - любитель крепостного театра, чей "дом зеленью раскрашен в виде рощи", но сам он
"толст, его артисты тощи". Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители
стремятся набрать Детям
"учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". Москвичи
видят спасение в немцах и французах, а результат
— не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и
дикое "смешение языков: французского с нижегородским".
Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей
Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое
представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских
бар, которых молодежь должна считать
образцом для подражания. Чацкий восклицает: "Нет, свет уж нынче не таков",
— но так ли это? Мне кажется, что развитие
действия пьесы доказывает обратное.
В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема
огромной власти московских дам.
Еще Фамусов отмечает:
А дамы? - суньсякто, попробуйовладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей.
Платон
Михайлович Горич - бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей
жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством,
помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московская
барыня Хлестова. Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов.
Недаром последними словами комедии является его реплика:
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня МарьяАлексевна!
Да, женская власть в Москве сильна.
Но Москва
уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем.
Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека,
способного опошлить всякое святое дело.
И, наконец, главные герои.
Софья —
типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на
французских романах.
Скалозуб —
типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым
исполнителем воли вышестоящего начальства. Но его образ не только комичен.
Вспомним размышления Скалозуба о карьере:
Довольно
счастлив я в товарищах моих.
Вакансии как раз открыты;
То старших
выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов —
олицетворение "века минувшего" во всей его красе. Он является
убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг "степеней
известных" и заботится разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все
остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти "на
форели", потому что, как он сам признается:
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Пожалуй,
единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение к
засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов,
Чацкий на
три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года
утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той
толпе, "в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков
неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих,
стариков", которую он увидел в Москве.
Не знаю,
изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого.
Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии
"Горе от ума" москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что
ихокружало.