Комедия Д.
И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIIIвека. Сегодня уже XXIвек, а
многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем,
затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят
России Проста-ковы и Скотинины.
До Фонвизина
слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослями
назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного
Петром Iдля
поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический
смысл.
Воспитание
детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система
просвещения, но и каждая семья в отдельности.
До
шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли".
Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители
"девичьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но
детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную
службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой
жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если
они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан —
единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или
государственный служащий. "Похожий на мать"... Уже этим многое
сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная,
хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей
набрала "ценою подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы
сыну: "...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как
ты трудишься!" "Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми,
Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!"
Мать
воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В
припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело
заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно
подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее
нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и
необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
В некотором
отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая
устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме,
и неуклюже льстит матери.
Слепо и безрассудно любя
сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья
— богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает
женить на ней сына.
Простакова
думает, что со своим умом Митрофан "залетит
далеко", забывая народную мудрость: "Что посеешь, то и пожнешь".
Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже
скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою
жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.
К Митрофану
пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побери!"
Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой",
а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен
"приниматься за людей", то есть пороть слуг.
Итак,
Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В
самый критический момент жизни, когда она
оказалась "у разбитого корыта", Простакова бросается к сыну с возгласом: "Один ты у
меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!" - и наталкивается на черствый,
грубый ответ сына: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!"
"Злонравие" сына есть прямое следствие дурных качеств его
родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии» неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль
и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он
недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне
естественно, что Ско-тининым-Простаконым чуждо гражданское чувство,
мысль "быть полезным своим согражданам" в эти головы прийти не может.
Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает
положение "недоросля". Настроения Митрофана всецело разделяет его
мать. "Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока
его и понежить, а там лёт через десяток как выйдет, избави боже, в службу,
всего натерпится".
Много ли
таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: "Не кручинься, моя матушка, не
кручинься: каков тфой тра-жайший сын — таких на сфете миллионы". "Мы
видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания".
Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам:
воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы,
привычки, образ мыс лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.'