Изображение
природы автором "Слова о полку Игореве"
В
привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор
"Слова о полку Игореве" проявил себя как исключительно
наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой русской природе можно найти
довольно точный комментарий ко многим неясным местам этой поэмы.
Внимательный
наблюдатель природы, автор с изумительной точностью и правдивостью передает,
например, описание берегов Донца как "серебряных". Действительно,
Донец несет в своих водах много мела (он прорезывает на своем пути меловые
горы). Летом, когда берега Донца обмелевают, отложения этого мела на отмелях и
косах блестят, как серебряные.
Наблюдательность
автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь
хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось
бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях
степных рек. О погоне преду-преждали чуткие к приближению
человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом
спокойно.
Знание степной природы
сказывается и там, где автор "Слова" говорит, что дятлы своим стуком
указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине,
издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек,
но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко
слышный в степи"тект" дятлов.
Хотя природа
занимает исключительно большое место в "Слове о полку Игореве", в
поэме нет пейзажа самого по себе. Природа — не объект созерцания и любования, а
высшее мерило всех ценностей и человека. Природа воспринимается автором только
в ее изменениях, она введена в события, она участвует в них, то замедляя, то
ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти
человеческими качествами. Природа сочувствует русским, стремится предупредить
их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и
помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца
померк; ночь, "стонущая грозою", стремится остановить Игоря на его
гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских.
Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с
половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой
добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава
никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву. Автор
"Слова" отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней
ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению
пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя
Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему.
Между
природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и
зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой.Игорь вступает в разговор сДонцом и получает от него помощь.
Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.
Трудно
назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и
изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и
природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.
Союз природы
и человека, с такою силою развернутый в поэме, - союз поэтический. Природа для
автора "Слова" -гигантский резервуар поэтических средств и
своеобразное "музыкальное сопровождение", придающее особенно сильное
поэтическое звучание его действию.
В "Слове" природа
рисуется в обширной перспективе. В действие введены огромные географические
пространства: Половецкая степь, "синее море", Дон, Волга, Днепр,
Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов -
Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород,
Новгород, Галич, Путивль, Римов и другие — вся Русская земля находится в поле
зрения автора, введена в круг его повествования.
Чем шире
пространства, тем больше могущество героев поэмы.
Масштабы
битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с
действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные
тучи с моря идут. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого.
Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска
Игоря широкая печаль течет по Руси.
Ярославна в
плаче обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем
море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял в
себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое тепло и
прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов,
жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
Можно было
бы значительно увеличить количество примеров, доказывающих глубокое знание
автором "Слова о полку Игореве" степной природы.
Живая
картина древней половецкой степи, донесенная до нас в содержании поэмы, — яркое
свидетельство того, что "Слово о полку Игореве" написано ее очевидцем
— может быть, участником степного похода Игоря.