По странной иронии судьбы
роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все "серьезные"
литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес
писал "Дон Кихота" в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к
смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические
ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, "пейзаж",
на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано
— старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание
на реальность, потому что реальными для него были литературные герои,
благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с неслраведливостью, защищающие
честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно
спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не
прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и
ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении
Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов
— ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но
настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство
Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Рядом с Дон
Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в
жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.
Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая
странная и вечная пара.
Роман Сервантеса потряс
читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим
ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста
лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота - князя Мышкина из
"Идиота" -Достоевский. Герой романа Замятина "Мы", у
которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу
против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово
"донкихотство" часто употребляется в значении "бессмысленная
борьба с придуманными врагами", "деятельность благородная, но
обреченная на неудачу", "геройский поступок, основанный на неверных
предпосылках". Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги
братьев Стругацких, в которых рассказывается о "ггро-грессорстве",
благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные
книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном:
о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором
каждый новый век видит себя.