Эпическая
поэма "Рамаяна" — творение индийского народа. Она была создана в IV
веке до нашей эры. Автор поэмы неизвестен. Вероятно, несколько поколений
народных сказителей творили этот эпос. В "Рамаяне" изображаются
подвиги Рамы — мифического царевича, похищение его жены Ситы царем злых демонов
Раваной, освобождение Ситы, ее уход из жизни, подвижничество Рамы и его
вознесение на небо.
Интересен
образ рассказчика поэмы: это святой подвижник по имени Вальмики. Он ищет
героя, который был бы самым отважным и добродетельным, красивым и мудрым.
Рассказчик склоняется к тому, чтобы сделать героем своей поэмы царевича Раму,
который отвечает всем этим требованиям. Таков зачин "Рамаяны".
В образе
Рамы можно узнать черты типичного героя древнего эпоса. Он любимый сын старого
царя и наследник престола. В молодом возрасте Рама успел совершить ряд подвигов:
защитил обитель старого подвижника от злых демонов, сумел поднять волшебный лук
бога Шивы и натянуть его тетиву. Типичны и сюжетные повороты
"Рамаяны": достойному наследнику царя мешает взойти на престол злая
мачеха, которая хочет увидеть царем собственного сына Бхарату. Не переча воле
отца, Рама, сопровождаемый своим братом Лакшманой, отправился в изгнание.
Народ провожал своего любимца. Таким образм, Рама проявляет черты идеального
эпического героя: он послушен воле отца, сочетает в себе мужество и
сдержанность. Читатель проникается глубоким уважением к царевичу, избравшему
добровольное изгнание.
Умер старый
царь. Бхарата, уверенный в том, что право на трон все-таки принадлежит Раме,
отправился на поиски царевича. Свято чтущий волю
отца, Рама отказался вернуться ранее
назначенного срока, равного четырнадцати годам. В изгнании царевич не
был бездеятельным. Он продолжал совершать подвиги. Владыка ракшасов-демонов
Равана, потерявший в битве с Рамой свое войско, решил отомстить царевичу и
похитил его жену — прекрасную Ситу. По мысли Раваны, эта потеря должна была
погубить ненавистного ему Раму.
Автор
"Рамаяны" сделал цепь подвигов царевича основной канвой своего
повествования. Рама и Лакшмана отправились на поиски Ситы. К ним присоединился
еще один волшебный герой - царь обезьян Сугрива. Союзные войска людей и
обезьян осадили город, в котором укрылся Равана.
Эта часть поэмы представляет наибольший интерес. Читатель, кажется, сам
находится среди тех, кто осаждает Ланку.
Рама
предложил противнику добровольно сдаться и вернуть прекрасную Ситу, обещая за
это пощадить город и самого Равану. Но владыка ракшасов решительно отказался.
Началась ужасающая битва, не утихавшая даже ночью. Земля напиталась кровью,
груды трупов окружали Ланку. Рама и его брат Лакшмана были тяжело ранены волшебными
стрелами, и только помощь повелителя птиц вернула их к жизни. Царевич Рама
сошелся в поединке с владыкой ракшасов Раваной и убил его, после чего в мире
воцарились спокойствие и мир. Рама вместе с любимой женой Ситой и Лакшманой
вернулся домой после четырнадцатилетнего изгнания и венчался на царство.
"Рамаяна"
- типичный пример эпической поэмы. В ней есть и подвиги, и похищения, и
кровопролитные битвы, и чудеса. Рама на протяжении тысячелетий остается любимым
героем индийцев, а также жителей Лаоса, Непала и других стран Азии. Образ
славного царевича используется в поэтических и музыкальных произведениях, в
творениях народного декоративно-прикладного искусства. Как и многие герои
эпических народных поэм, Рама — пример для подражания, воплотивший лучшие черты
национального характера.