Великий
русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто
другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его
произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были
реальные факты. Так было и с рассказом
"После бала", где описывается событие, о котором Толстой
слышал еще в молодые годы.
Автор
мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и
двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание
светского бала. Толстой использует эпитеты "счастливый",
"великолепный", "сияющий", чтобы вызвать у читателя
ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич - юноша из
богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет
его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным
отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.
Вторая часть
рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная
рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по
лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два
лица: одно для бала и другое — для муштры?
Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его
менять свои обличья - две стороны одной медали. Юноша думает так: "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось
всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не
знал". Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания
изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и
посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца
юноши. "Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся
жизнь человека", — говорит автор.
Можно
сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника,
но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.
Лев
Николаевич Толстой - мастер психологического портрета. Иван Васильевич,
выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным
представителем прогрессивной части российского общества XIXвека. Его судьба — это судьба сотен
и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию
царизма в России.