Великий
английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь.
Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защитником.
Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало
писателю возможность понять, что народ является создателем истории.
В известном
романе "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт в виде сказки, но
остро, сатирично описал жизнь, которая его окружала. "Путешествие
Гулливера" — это рассказ о современной для писателя Англии в
аллегорической форме. Свифт открыто показал, какими в действительности являются
король, парламент, мораль и привычки представителей высшего общества.
Современники увидели в описании выдуманной страны Лилипутии множество тонких
намеков на английскую общественность начала XVIIIвека. Например, читатели легко угадывали в войне между Лилипутией
и Блефуску напряженные отношения между Англией и Францией, в лилипутском
императоре — короля Георга I, а также
многих известных деятелей Англии того времени.
Свифт
выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство
государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель заявляет, что
современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смешным
лилипутского императора с его претензиями на мировоегосподство.Сквозьфизическуюуменыпенностьэтих людишек острее проступают их
жестокость, коварство и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соответствуют
императорам и министрам. Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те
претенденты, которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто
честен, доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравнивает лилипутскую
политическую партию с лидерами английской партии. Политики различаются между
собою лишь высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна
пародия присутствует в этой части "Путешествия Гулливера" —
высмеивание протестантской и католической церквей. Они уподобляются сектам,
которые спорят, с какой стороныразбиватьяйцо.
Гулливер,
попав в Лилипутию, сразу же капитулирует: не сопротивляется, позволяет заковать
себя в цепи, разговаривает вежливо, склоняет голову перед императором. Но
любая власть не является справедливой. Гулливера обвиняют в измене, и
лилипутское правосудие выносит приговор — ослепить Человека-Гору. Гулливеру
удается бежать. Свифт подчеркивает, что человек, который покорился обстоятельствам,
превращается в духовного лилипута. Это касается даже одаренных людей. К концу
путешествия Гулливер приходит к выводу, что герои человечества — это те, кто
борется с тиранией: "С наибольшим удовольствием я останавливал взгляд на
людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на тех, кто освобождал
угнетенный и обманутыйнарод".
Никто так
строго, как Свифт, не критиковал пороки тех, кто правит миром. Но писатель не
видел той силы, которая могла бы преодолеть тягу к злу и насилию. Великий
сатирик видел обнищание родной Ирландии и верил в простой народ, в его ум,
честность, энергию. В современной Ирландии все происходит "не по
Свифту", но это уже другая история.