"Слово: мудрое, чистое, родное"
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И
нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш
дар бессмертный — речь.
И. А. Бунин
Задумываемся
ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от
прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие,
посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык
отличается поразительной жизнестойкостью.
Уже
во времена Киевской Руси, в X—XII веках,
он был распространен на огромной территории. На этом языке уже тогда писали
литературные труды усердные монахи, лишь изредка ставившие свое имя на
рукописях, и великий государь всея Руси Иван IV Грозный,
и сосланный на Север Даниил Заточник, и мятежный протопоп Аввакум. На нем
сочиняли, как свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты XI—XV веков,
свои деловые письма простые жители Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Смоленска. Русский язык
выстоял в годы смут и разорений. Рядом с книжной письменной литературой на
Руси издавна бытовало огромное количество изустных • преданий. Подобно
весенним побегам, прорастают старинные русские мелодии в музыкальной классике
— в симфониях и операх Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина,
Чайковского.
Россыпи
мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются
фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу
сегодняшнюю речь. Они когда-то слагались в курных избах, при свете лучины, в
лесной глуши. В фольклоре отразились и ум народа, и его историческая память, и
его мечты. Не была отгорожена стеной от фольклора и русская письменная литература,
хотя она развивалась в достаточной степени самостоятельно. Язык русской
художественной прозы и поэзии вобрал в себя две стихии — стихию просторечия,
повседневной русской речи, и стихию церковнославянского языка, пришедшего на
Русь из Болгарии после принятия христианства вместе с церковными и светскими
книгами. От церковнославянского языка шла торжественно-величавая, витийственная
нота в литературе, благодаря ему возникло обилие синонимов, обилие оттенков,
родилось много слов с отвлеченным значением. Так сложился один из богатейших по
лексике языков'мира — свободный и гибкий по синтаксису, с обилием гласных,
придающих ему особую плавность и певучесть,
с редкостной красотой словаря.
Русский
язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего стоят только чудесные
народные названия трав и деревьев и образные речения, связанные с календарем
земледельца. Ломоносов, заложивший краеугольный камень отечественной
лингвистики, находил в нашем языке "великолепие испанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство
и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
Русский
язык достоин любви и пристального изучения. Л. Н. Толстой говорил о русском
языке: "Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое
богатство,
умное поэтическое и
трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих
надежд, своего гнева, своего великого будущего".
Вначале
было слово... Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет
"языкового" выражения мысли, но и содержательную сторону
человеческого общения, бытия. Когда общество идет к упадку, к упадку идет и
язык. Слова используются, чтобы скрывать, а не прояснять: город "освобождают",
уничтожив его; обнищание народа - суть "перестройки"...
В
русском языке сложная грамматика, но он изумительно красив. Сколько красивых и
мудрых слов родились в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы
и языка! Пушкин, Лермонтов, Фет, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов,
Куприн, Бунин... Этот перечень не имеет конца... Чтобы слова могли оправдать
рухнувшую и потерявшую всякий смысл империю, их пытаются исказить до неузнаваемости
или привнести в обиход новые. Устоит ли русский язык против
"эмитентов", "вердиктов", "фигурять", "целых
пакетов инициатив" и прочего?
XX век
приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далеких друг от друга,
возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках
той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и
проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур.
Языку учат не только на уроках литературы и словесности... Надо везде и всюду
бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному.
Это очень важно.
|