Философский характер фантастики Р. Брэдбери
Творчество
Рея Брэдбери — одно из удивительных проявлений американской культуры
современности, этого сложного конгломерата, в котором причудливо и
противоречиво перемешались мятежники с мракобесами, провозвестники добра с
апологетами насилия, талант с пошлостью.
Брэдбери
— выдающийся мастер слова, признанный стилист, тонкий психолог, проникновенный
лирик, но точнее всего — мудрый сказочник, соединивший в себе проницательность
старейшины, знающего цену людским словам и делам, с восторженным взглядом
ребенка, впервые увидевшего нежные и ясные краски рассвета.
Рей
Брэдбери — автор многих книг, сумевший превратить в подлинное искусство
фантастику, ту самую фантастику, которую некоторые и до сих пор считают
литературой второго сорта, не заслуживающей серьезного отношения. Вероятно, он
уступает таким гигантам, как Хемингуэй, Стей-нбек, Фолкнер в основательности и
глубине исследования западного общества, но в чем-то он и дальновиднее их,
потому что осмеливается взглянуть за горизонт, чтобы попытаться рассмотреть,
куда же уходят рельсы сегодняшнего социального развития.
Книги
Р. Брэдбери включили в себя огромный комплекс идей, мыслей, настроений, тревог
и радостей современной Америки, этому охвату может позавидовать самый
внимательный наблюдатель общественных нравов, хотя действие его рассказов чаще
всего происходит вовсе не в сегодняшних Штатах, а в более или менее отдаленном
будущем, либо вообще за тридевять земель от родной планеты. Фантастика о
будущем, утверждает Р. Брэдбери, помогает "жить в настоящем. Ведь будущее
рождается из настоящего. Будущее создается нами и сейчас. В каждую минуту,
которую мы проживаем, нам дана возможность .творить его".
В
новейшей физике существует понятие "пространство -время" как единое
целое; вот так и в творчестве настоящего писателя любовь неразрывно связана с
ненавистью. Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному — к тому, что
мешает человеку быть достойным этого гордого звания, — такова движущая пружина
творчества Брэдбери. Эта неразделимая "любовь-ненависть" помогла ему
создать, может быть, самый сильный из бесконечного множества написанных в
нашем веке "романов-предупреждений" - "451° по Фаренгейту",
книгу, принесшую автору всемирную известность.
Среди
антиутопий XX века
произведение Рэя Брэдбери выделяется каким-то особым глубинным трагизмом. В романе
нет сцен массовых казней, ядерного апокалипсиса, зловредных космических
пришельцев, губящих на Земле все живое. Но в этом произведении есть нечто
гораздо более кошмарное и фантастическое: это фигура пожарного, вооруженного
не брандспойтом, а огнеметом, заправленным керосином. И задача пожарного — не
тушить пожары, а разжигать их. Ведь основную опасность в антиутопическом
будущем по Брэдбери представляют книги — хранилище знаний, накопленных
человеком за много веков. Бумага — нестойкий материал. Она вспыхивает при
достаточно невысокой температуре: 451° по шкале Фаренгейта достаточно, чтобы уничтожить
память человечества о самом себе.
Пожарные
Брэдбери совершенно уверены в том, что их извечная миссия — мчаться по сигналу
тревоги и выжигать крамолу с помощью керосина. Здесь кроется еще один из
множества парадоксов, буквально нанизанных автором на канву его знаменитого
произведения.
Пафос
романа "451° по Фаренгейту" заключен в умении автора выразить
собственное — нежное и трепетное — отношение к книге. Для Брэдбери книга — это
прежде всего символ мудрости, порыва к счастью, тяги к знаниям. Именно книга
способна вывести человека из мрачного лабиринта низменных страстей, подарить
человеческой душе покой, дать равновесие разуму человека. Если пристально
вглядеться в творчество Рея Брэдбери, становится ясно, что главной темой писателя
остается постижение и достижение человечности.
Главный герой произведения — пожарник Гай Монтэг.
Его
миссия,как уже было сказано, чрезвычайно проста. Тем более,
во времена, изображененые в романе, книг на Земле осталось совсем немного, и
пожарников беспокоят нечасто. Монтэг — житель своего абсурдного мира, до поры
до времени принимающий все его законы и правила. Но Гай Монтэг меняется,
становится отщепенцем, и "дивный новый мир" показывает свое настоящее
звериное лицо, устраивая охоту на беглого пожарника.
С прозорливостью
гения Брэдбери предсказывает бурную экспансию
"массовой культуры", умеющей отравить, искалечить, оболванить
каждого, кто прикоснулся к этому феноменально вездесущему
и всепроникающему суррогату культуры.
Книга для Б,рэдбери — это не просто предмет, вещь, переплетенные
бумажки с напечатанными на них значками. Для него
книга - это волшебный символ, принявший осязаемую форму, сгусток мудрости, человечности, доброты,
стремления к счастью — словом, всего
того, что делает человека человеком, Но ведь это и есть главная тема
всего творчества писателя.
"Фантастика, -
как-то сказал Брэдбери, - это наша реальность, доведенная до абсурда".
Общество, в котором живет Брэдбери, сегодня не сжигает книг, наоборот, полки
книжных лавок в США забиты всевозможной литературой. В том числе и прекрасными
классическими творениями, но тем не менее статистика бесстрастно
свидетельствует: огромное количество американцев вообще не читает книг, зато 95% семей более четверти свободного времени
проводят, уставившись в мерцающий телеэкран. Но из читающих, в свою
очередь, большинство интересуется вовсе не Диккенсом или Хемингуэем...
|