ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ
Жизненные воззрения Дж.
Оруэлла
Будет мир без бича и без ноши! Пусть нам до него не дожить, Все:
гуси, коровы и лошади — Будем свободе служить!
Дж.
Оруэлл
Джордж
Оруэлл родился в 1903 году в Бенгалии, в шотландской обедневшей
аристократической семье. С величайшим трудом его определили в элитарную
закрытую приготовительную школу. Здесь он
впервые познал, что закон жизни — триумф сильных над слабыми. И внутри
его души зародился протест.
Пройдя через все испытания жизни: войну в Испании, крушение
всего светлого, что его окружало, — Оруэлл остался оптимистом.
Оптимизм его основан на нескольких убеждениях: прогресс человечества — не
иллюзия; всякий репрессивный режим таит в себе свое возмездие; жажда власти —
не свойство человеческой натуры, а следствие конкуренции. Однако во время
второй мировой войны произошел перелом в воззрениях писателя. Сказка
"Скотный двор" основана уже на совершенно других началах: прогресс
человечества, возможно, лишь наша иллюзия; возможно, существование репрессивных режимов способно утвердиться навечно; жажда власти,
может быть, не ситуативная реакция, а органическое свойство человеческой природы.
И появляется гениальная фраза,
выражающая структуру любого тоталитарного общества: "Все животные равны,
но некоторые животные более равны, чем другие". Человек, придумавший ее,
эту химеру, это "чудовище разума" — каких-то животных, которые не то
чтобы больше или сильнее, а немыслимым образом "более равны", —
провел черту под веками мечтаний, проектов, трактатов, программ, художественных
текстов, объединенных загадочным термином "утопия". Этим он дал
оценку любого "похода к светлому будущему", основанного на насилии.
Сатира "Скотный
двор" адресована вполне конкретной стране — Стране Советов. Оруэлл видел в
ней наглядное воплощение своих идей. Однако он никак не мог разочароваться в
сталинизме, потому что никогда не был очарован им. Неологизмы типа "гомо
советикус" вызывали у него отвращение. Но рассуждения о "цене
прогресса", "трезвом и реалистическом отношении к насилию" своих
коллег-социалистов вызывали у него еще больший ужас. Обе эти идеи ярко видны в
сказке, ведь животные там — не какие-нибудь мутанты-Франкенштейны — звери.
Конечно, это — чисто людские типажи, проходящие через мясорубку тоталитаризма.
Однако здесь же можно
видеть, несмотря на всю едкую горечь повествования, веру в то, о чем поют его
животные:
Скот домашний, скот бесправный,
Изнуренный маетой,
Верю, ждет нас праздник
славный,
Век наступит золотой!
Все-таки он до конца
верил в это.
|