Бунт
главного героя романа Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи"
■
"Над пропастью во ржи" — центральное произведение прозы Сэлинджера,
над которым автор работал еще во время войны. Перед нами Америка начала 50-х
годов, то есть послевоенного времени, настроениям которого соответствует психологическая
атмосфера романа.
Сэлинджер
выбирает форму романа-исповеди, самую экспрессивную из возможных романных
форм. Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь
на излечении в санатории для нервных больных, рассказывает о том, что с ним
произошло около года тому назад, когда ему было шестнадцать лет. Автор знакомит
читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с
окружающими оказалось для Холдена невыносимым. Внешне этот конфликт обусловлен
несколькими обстоятельствами. Во-первых, после многих напоминаний и
предупреждений Холдена исключают за неуспеваемость из Пэнси, привилегированной
школы, — ему предстоит нерадостный путь домой, в Нью-Йорк. Во-вторых, Холден
оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды: по рассеянности он
оставил в метро спортивное снаряжение своих товарищей, и целой команде ни с чем
пришлось возвращаться в школу, поскольку ее сняли с соревнований. В-третьих,
Холден сам дает всякие основания для сложных взаимоотношений с товарищами. Он
очень стеснителен, обидчив, нелюбезен, зачастую бывает просто груб, старается
придерживаться насмешливого, покровительственного тона в разговоре с товарищами.
Однако Холдена больше всего угнетают не эти личные обстоятельства, а
царящий в американском обществе дух всеобщего обмана и недоверия между людьми.
Его возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности.
Кругом обман и лицемерие, "липа", как сказал бы Холден. Врут в
привилегированной школе в Пэнси, заявляя, что в ней "с 1888 года
выковывают смелых и благородных юношей", на самом деле воспитывая
самовлюбленных эгоистов и циников, убежденных в своем превосходстве над
окружающими. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что жизнь — равная для всех
"игра". "Хороша игра!.. А если попасть на другую сторону, где
одни мазилы, — какая уж тут игра?" — размышляет Холден. Для него
спортивные игры, которыми так увлекаются в школах, становятся символом
разделения общества на сильных и слабых "игроков". Средоточием самой
страшной "липы" юноша считает кино, представляющее собой утешительные
иллюзии для "мазил".
Холден
тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою
жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности
сделать ее осмысленной и содержательной.
Больше
всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к
окружающей лжи, поэтому он и восстает против "показухи".
Случайные
встречи с попутчицей в поезде, с монахинями, беседы с Фиби убеждают Холдена в
шаткости позиции "тотального нигилизма". Он становится терпимее и
рассудительнее, в людях он начинает обнаруживать и ценить приветливость,
радушие и воспитанность. Холден учится понимать жизнь, и его бунт приобретает
логическое завершение: вместо бегства на Запад Холден и Фиби остаются в
Нью-Йорке, ибо теперь Холден уверен, что бежать всегда легче, чем остаться и
отстаивать свои гуманистические идеалы. Он еще не знает, какая личность выйдет
из него, но уже твердо убежден, что "человек один не может" жить.
|