ДЖЕРОМ ДЕЙВИД СЭЛИНДЖЕР
Формирование личности американского школьника
(По
роману Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи")
Творчество
американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения
близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема
становления молодого человека, его сложного духовного мира.
Роман
"Над пропастью во ржи" полностью посвящен анализу жизни и поступков
главного героя, юноши Холдена Кол-филда, пытающегося найти свое место в жизни.
Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холден не хочет
учиться лишь для того, чтобы "работать в какой-нибудь конторе,
зарабатывать уйму денег и ездить на работу в машине или в автобусах по
Медисон-авенго, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в
кино...". Жизнь большинства обеспеченных американцев неприемлема для
-Холдена, так как она, по его мнению, ненастоящая и иллюзорная, Юноша много
читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. "Вообще, я очень
необразованный, но читаю много", — исповедуется Холден. Но все равно
столкновения с реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями,
родителями, одноклассниками. Он очень стеснителен, обидчив, нелюбезен,
зачастую бывает просто груб, насмешлив. Такой характер складывается у Холдена
из-за душевного одиночества, из-за того, что его жизненные ценности не
совпадают с критериями взрослых. Холдена возмущает "показуха" и
отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие: лгут в
привилегированной школе, уверяя, что воспитывают хороших людей. Лжет учитель
Спенсер, заявляя, что жизнь одинакова у всех людей. Пытаясь уйти от лжи,
недоверия между людьми, Холден выстраивает собственный мир.
Поездка
в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Он с
удивлением замечает, что сутенерство, проституция, насилие и обман сосуществуют
с милосердием и добротой. Две монахини, встреченные Хол-деном в поезде, не
только учат детей, но и собирают милостыню для бедных. Холден много думал над
этим, постепенно понимая, как важна осмысленная, имеющая цель жизнь. "Эти
две монахини не выходили у меня из головы. Я все вспоминал эту старую
соломенную корзинку, с которой они ходили собирать лепту, когда у них не было
уроков", — с грустью думал Холден, понимая, что его знакомые никогда не
отважатся на такую жизнь. Холден мечтает спасти детей от пропасти взрослой
жизни, где царят лицемерие, ложь, насилие, недоверие. "Мое дело — ловить
ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят,
куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались.
Вот и вся
моя работа. Стеречь
ребят над пропастью во
ржи", — таково заветное желание Холдена Колфилда. Холден становится
терпимее и рассудительнее, он формируется как личность.
Роман
Сэлинджера вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое
место в списке американских бестселлеров. В настоящее время этот роман стал
классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление
личности, формирование нравственного мира подростка — эти проблемы всегда
волновали людей.
|