ФРАНЦ КАФКА
Конвульсии
и гибель "маленького человека" в сетях обезличенных, отчужденных сил
(По новелле Ф. Кафки "Превращение")
"Превращение"
я прочитала впервые до того, как мы начали изучать творчество Франца Кафки. Не
скрою, меня несколько поразил сюжет его произведения. Что-то подобное я
встречала, мне кажется, только однажды, когда столкнулась с творчеством Эдгара
По. И на меня произвело впечатление не столько само превращение, сколько подробности,
с которыми автор описал его. Ему удалось настолько точно передать ощущения
героя, его чувства, его поведение, что я смогла представить себя в роли
чудовищного насекомого. Ужас, кошмар, в который превратилась его прежде тихая
и спокойная жизнь, прошли перед моими глазами, как кинолента завораживающего
фантастического фильма.
Но
есть деталь, которую мне не удалось заметить при первом прочтении новеллы. Я не
увидела самого главного — той "морали", которую пытался донести до
читателя писатель. А ведь это то, с чем я и мои современники сталкиваются
каждый час, каждую минуту. Это трагедия "маленького человека".
Да,
Грегор Замза был "маленьким человеком". И он жил своим
"маленьким счастьем". У него была семья. У него была сестра, которую
он любил и ценил. У него была, наконец, цель в жизни — накопить денег для того,
чтобы сестра поступила в консерваторию. Но случилась беда. Внезапно, утром
обычного дня, он осознал, что его, Грегора, уже нет. Вернее, что он уже не
он... И исчезает все: исчезает любящая семья, работа, цель жизни — все, для
чего он жил, за что боролся. Он стал беспомощным. Теперь он не может
зарабатывать деньги, не может говорить, отвратительно себя чувствует. Но не в
этом его трагедия. Он остался один, один в целом мире, — вот трагедия героя. У
каждого из нас есть люди, которых мы любим, есть люди, которые нас любят, есть
люди, которые нам необходимы и которым необходимы мы. У Грегора Замзы тоже
были такие люди, но с ним случилось несчастье, и все отвернулись от него,
Очень
тяжело чувствовать, что ты не такой, как все, и поэтому даже родственники
отворачиваются от тебя. Больно осознавать, что осложняешь и делаешь невыносимой
жизнь близких. Но еще больнее думать, что они ненавидят тебя, не желая даже
видеть безобразное существо.
Вот
как Франц Кафка описывает физические страдания своего героя; "...Грегор —
будь что будет — втиснулся в дверь. Одна сторона его туловища поднялась, он
наискось лег в проходе, один его бок был совсем изранен, на белой двери
образовались безобразные пятна...". Автор очень подробно описал
издевательства отца над бедным существом, в которое превратился его сын. И мне
кажется, что, описывая физическую боль своего несчастного героя, писатель
пытался показать его моральную катастрофу. Я думаю, что не на двери
образовались эти "безобразные пятна", а в чистой душе Грегора
открылись неизлечимые раны. И не тело героя обливалось кровью, а душа, которая
чувствовала
и в то же
время отказывалась понять
поведение отца, сестры и матери.
Но вот, наконец, семья освободилась от камня, обременявшего
ее. Грегор умер. Было ли это ударом для близких? Тяжело ли было осознать смерть
одного из членов семьи? "Ну вот7 — сказал господин Замза, —
теперь мы можем поблагодарить Бога", - вот реакция отца на сообщение о
смерти сына. Нормально ли это? Бездушно? Жестоко? Франц Кафка достиг своей
цели. Каждый читатель задумался над этими вопросами. И нашел для себя
единственно верный ответ. Я тоже нашла его, вот он: каждый человек должен
постараться сделать хотя бы кого-нибудь из своих близких действительно
счастливым, позаботиться о судьбе кого-нибудь, кроме себя. И тогда, я верю,
меньше будет на нашей планете "маленьких людей", слез и трагедий
одиночества.
|