БЕРНАРД ШОУ
Прошлое,
настоящее и будущее Элизы Дулиттл
(По пьесе Б. Шоу "Пигмалион")
Джордж
Бернард Шоу — крупнейший английский драматург конца XIX —
начала XX века.
Ему удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика,
характерного для 60—70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и
блестящую сатирически-парадоксальную форму.
Среди
многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется
"Пигмалион" (1913). Эта пьеса обошла все ведущие театры мира и
пользуется неизменным сценическим успехом. Название ее напоминает об античном
мифе, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую
Галатеи и оживил ее своими мольбами. В версии, предложенной Шоу, в роли
новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший
ее Пигмалион — профессор фонетики Хиггинс. Юморист, иронист, парадоксалист Шоу
демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека. Косноязычной
замарашке Элизе с необычайной легкостью дается не только овладение литературным
английским языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры,
запечатленные в книгах, музыке, и она жадно впитывает их. Элизу не просто
принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая
девушка из народа становится по-настоящему гармонической личностью. Нечто
похожее происходит и с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дулиттлом — с грязных
помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора,
полемиста дан ему самой природой.
Но перекличка с
античной легендой - только одна сторона этой сложной пьесы. В ней налицо
подлинный демократизм: Шоу доказывает, что бедную работницу отличают от герцогини только неправильное произношение
и вульгарные манеры. Но он не ограничивается этим: в дальнейшем мы
убеждаемся, что Элиза Дулиттл гораздо выше аристократической
среды, с которой ей пришлось столкнуться. Не профессор Хиггинс
воспитывает в ней высокие принципы честности, строгости к себе и другим,
трудолюбие — все это она принесла из того мира трущоб и беспросветной нужды, в
котором выросла. Трагический оттенок придает блестящей и остроумной пьесе тема
холодного экспериментирования над живым человеком, столь характерного для
буржуазной науки. Элизе, такой, какой она предстает в финале, все равно нет достойного места в современной буржуазной
Англии-Шоу любил открытые финалы пьес, заставляющие зрителей продолжать
думать, тревожиться о судьбе героев и собственных судьбах также.
О чем
бы ни говорил Шоу, как истинный сын своей эпохи, он
всегда говорил о своем "сегодня", о "сегодня" своей Англии.
|