И. А. БРОДСКИЙ
Лирика Иосифа Бродского
Может быть, я. уже не заплачу, Но
не видеть бы мне на земле Золотое клеймо неудачи На еще безмятежном челе.
А. Ахматова
Представление
об удаче поэта у Анны Ахматовой было неординарным. Когда она узнала о суде над
Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и приговоре -5 лет тюрьмы,
она воскликнула: "Какую биографию делают юноше!" В искаженном мире
советского Зазеркалья благополучие
вызывало подозрение у несведущих, презрение у знающих. Уйдя в 15 лет из
школы, Бродский пришел на завод, был фрезеровщиком. К заводу примыкали Кресты -
знаменитая питерская тюрьма, в которой позже сидел "подследственный
Бродский". Тюрьма, высылка, "отеческие наказания в воспитательных
целях"... Что мог ответить Бродский государству? "Почему ты не
работаешь честно?" - "Я работаю. Я пишу стихи".
Бродский не автобиографичен в сочинениях. Факты, события
нарастают на ту основу, в которой непостижимым образом цельно и независимо
живет его индивидуальность, его душа. Он "отстраняется" от системы,
которая ломала большинство. Он не борется, он уходит, "не снисходя" до
унизительной толкотни. Уходя от государства, он погружается в культуру. Язык —
его хлеб, воздух, вода. Русский язык — и Питер:
Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где река высовывалась
из-под моста, как из рукава — рука и что она впадала
в залив, растопырив пальцы, как Шопен, никому не показавший кулака...
Бродский - второй русский поэт, увидевший в Петербурге не
реку, а реки, дельту. Первым была Ахматова.
Бродский удивительно вольно обращается с поэтическими размерами, очень любит разрывать предложения, иронически
и неожиданно делая ударение на словах* как будто не несущих
основной смысловой нагрузки:
Полдень в комнате. Тот покой, Когда наяву, как во сне, пошевелив
рукой, не изменить ничего.
Но
он насквозь ритмичен, ритм его сух и четок, как метроном. Бродский бесцеремонен
с пространством, но все его стихи — организация и наполнение смыслом времени,
это ужас и наслаждение, и азарт войны, и мудрое смирение перед тем, чем нельзя
овладеть и чему невозможно сдаться:
"Мне
все равно — где, имеет смысл — когда".
Было время, пока "где" имело остроту новизны
или остроту ностальгии:
Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать, На Васильевский остров Я
приду умирать.
Но последовательность пространства, его плоскость, тщетно
стремящаяся к вертикали, побеждается объемностью времени.
Бродский
- поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его
стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не где, а когда. И хотя в его стихах
Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка,
"когда" Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое,
чтобы еще раз найти настоящее. Так, в "Письмах римскому другу",
имеющих подзаголовок "Из Марциала", шумит Черное море, связывающее
ссыльного Овидия Назона и изгнанника Бродского где-то в вечности, с которой
обручены все поэты, как венецианские дожи — с Адриатикой:
Нынче ветрено, и волны с перехлестом. Скоро осень. Все изменится в
округе. Смена красок этих трогательней, Постум, Чем наряда перемена у подруги.
Человек, поживший в двух гигантских
империях, согласно улыбается римлянину:
Если выпало в империи родиться, Лучше жить в глухой провинции у
моря.
В пространстве существует мертвая
материя. Во времени она живет:
Четверг. Сегодня стул был не у дел. Он не переместился. Ни на шаг.
Никто на нем сегодня не сидел, не двигал, не набрасывал пиджак.
Стул напрягает весь свой силуэт. Тепло; часы показывают шесть. Все
выглядит, как будто его нет, тогда как он в действительности есть!
Отдельная тема —
Бродский и христианство. Ее нельзя касаться вскользь, поверхностно. Поражает
напряженное, очень личное переживание поэтом библейских и евангельских сюжетов: жертвоприношение Авраама, Сретение, но особенно настойчиво повторяется —
Вифлеем, Рождество:
В Рождество все немного волхвы. Возле булочной — слякоть и давка.
Из-за банки турецкой халвы Производят осаду прилавка...
Богатые волхвы принесли чудесные дары младенцу, спящему
в яслях. Бедные питерские волхвы несут случайные дары своим младенцам. Что
общего?
...смотришь
в небо — и видишь: звезда.
Бродский
не вернулся на Васильевский. "Где" оказалось несущественным. Он
вернулся вовремя, в наше "когда". Потому что "в качестве
собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная", как
сказал он в нобелевской лекции. В ней же он назвал тех, чьей "суммой я
кажусь себе - но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности". Это пять
имен. Три — принадлежат русским поэтам: Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Строками Ахматовой, благословившей Бродского на высокую удачу,
хочется закончить сочинение:
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все
готово. Всего прочнее на земле — печаль. И долговечней — царственное слово.
|