Духовный поиск героев В. М. Шукшина
Немногим
более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но
сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о
земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил социальные
перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени.
Глубинной
напряженностью отличается рассказ "В профиль и анфас". Терзают
сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет
и работает: "А я не знаю, для чего я работаю..."
Вера
в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над
злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы как "Калуза" и
"Обида". В основе рассказов до боли узнаваемая ситуация. В "Калузе"
— не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с
человеком немолодая уже женщина-вахтерша. Между тем на глазах у него были
пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязноватого
халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце рассказа звучат
тяжкие, как вздох, слова: "Я никак не мог успокоиться в течение всего
дня... страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу
доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: "Да
отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость-то?... Что с нами
происходит?"
Схожая
ситуация и в рассказе "Обида". "Что такое творится с
людьми?" — вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой "Обиды". Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию,
подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства,
равнодушия, вообще о человеческой жизни.
В рассказах В.
Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое
философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о
добре и зле, о душе человеческой.
Вот
герой рассказа "Верую" Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная
тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать,
что с ним происходит. Чувствует — болит душа. Но как объяснить — почему?
Ненавидит он тех "людей, у которых души нету, или она поганая".
Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг
него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал "самый
натуральный" поп, и пошел к нему узнать: "У верующих болит душа или
нет?" И оказывается, что этому попу "ничто человеческое не чуждо",
а имя бога, в которого он верит, — Жизнь. "Ты пришел узнать, во что
верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить?
Верь в Жизнь".
Не
всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление
найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности.
В.
Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на
собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования
становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига,
надлома. Такова "Калина красная" — повествование о трагической
судьбе Егора Проку-дина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и
сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не
получивших разумного применения... Испытав отторжение и одиночество, герой
повести вернулся к людям, к жизни... В труде и приязни близких, казалось бы,
обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба
Егора трагична. "И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи
дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному
ему слышное".
Проявления
жестокости и произвола, своеволия и черствости, наблюдающиеся среди людей,
вызывают обиду и боль писателя.
Прошло
уже более двадцати лет, как ушел от нас русский писатель Василий Макарович
Шукшин. Но не утихает напряженный интерес к его творчеству, его произведения
вызывают оживленные споры, научные дискуссии, имя Шукшина из литературы
переходит в легенду.
|