В. Г. РАСПУТИН
Зачем живет человек?
(По
повести В. Г. Распутина
"Пожар")
Одна
из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной
литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности
определе-. ния им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о
его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из
самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин.
Повесть
"Пожар" в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее
идейно-нравственный и эстетический потенциал.
Повесть
начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о
тех основных "подпорках", на которых, по его мнению, держится жизнь
человека. В этих произведениях —
душевная боль героя
(и самого
автора) за свою землю,
нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то
нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут — каждый
для себя. И писатель не может об этом молчать.
Само
название повести символично. Пожар — это не только стихийное бедствие. Это и
"пожар" а душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только
мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее
поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не
заботились об его благоустройстве.
"Мы
почему, Иван, такие-то?" - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре.
Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность,
воровство, пьянство, преступность?! "Почему столько на свете неробей и
причиндалов?! И как получилось, что мы на их милость сдались, как
получилось?" — спрашивает и автор.
Иван
Петрович мучается, изводит себя душевно и физически. Герой сомневается, прав
ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом "добро и
зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь границы стерлись.
Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло — в силу. Что
такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали по его
душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание.
А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что
не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало "удобное
положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура
души". Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной,
голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью,
разобщенностью оказалось еще труднее.
Мысли
об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях
героя о четырех "подпорках жизни": в чувстве дома с семьей; в
чувстве солидарности с людьми, "с кем правишь праздники и будни"; в
чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в
чувстпй отечества, земли, на
которой стоит твой дом, — если все это есть, человек счастлив и "весь
превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно
звучать".
Повесть
В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной
жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что
делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще
долго не утратят свой актуальности и будут волновать не одно поколение
читателей.
|