Не стоит земля без праведника
(По
рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор")
Александр
Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было
произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями,
в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать
за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе
"Матренин двор".
Чем
интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. Но
Солженицын находит ту изюминку, которая после будет повторяться у В. Овечкина,
Е. Дороша, Ф. Абрамова: отношения власти и человека, нравственно-духовная
жизнь народа, борьба за выживание в дарвиновском понятии.
В центре рассказа
Александра Исаевича — судьба деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в
колхозе не за деньги, а за "палочки". Давайте проследим за жизнью
этой замечательной женщины.
Рассказ начинается с
того, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, Игнатич,
возвращается в Россию из пыльных, жарких степей Казахстана и поселяется в доме
Матрены Васильевны. Возникает вопрос: кто такая Матрена Васильевна? Это
одинокая, потерявшая мужа на фронте, похоронившая шестерых детей женщина; а
".„как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили". Скудным
убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами,
тусклое зеркало да два ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках
постепенно предстает перед читателем образ не просто одинокой и обездоленной
женщины, а редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды,
Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в
деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху
и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла
Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела. Ничего, в сущности,
не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако какова плата за ее добро? Для
единственной козы Матрена не может собрать сена: "...у полотна — не
скоси", "в лесу косить нету", "...в колхозе мне не
велят". А как бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина
неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Но еще острее была проблема с
топливом: "Не давали торфу жителям, а только везли начальству да кто при
начальстве". Вот и приходилось бедным деревенским женщинам собираться по
нескольку человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная
действительность пугает читателя, настораживает: "Неужели Матрена
Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась в соху, обивала
пороги в сельсовете?"
Во второй части
рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности судьба круто обошлась с
Матреной: не дождалась она своего любимого, Фаддея, пропавшего на войне без
вести, а смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата как
бы предрешили ее судьбу, И оття рептияяст. войти в дом, где уже навсегда
поселилась ее душа. Как бы ища оправдания, Матрена говорит: "Мать у них
умерла... Рук у них не хватало". Но жестокая жизнь возвращает Фаддея,
который произнес то, что будет эхом звучать в сердце героини всю жизнь:
"...если б то не брат мой родной — я бы вас порубил обоих".
Вот
такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще тот один
день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на мой взгляд,
женщине.
Возвращение
Фаддея напомнило Матрене о прекрасном прошлом. Сколько лет ее сердце грело
вспыхнувшее однажды и не погасшее чувство! А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем
при виде мертвой Матрены. Сразу после похорон он заботился только о разделе ее
имущества и успокоился только тогда, когда перевез к себе домой на санках
доставшиеся ему сарай-и забор. А золовка как о ней отзывается: "...и нечистоплотная
была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ... и глупая, помогала чужим
бесплатно...". А по-моему, это не глупость, а благое дело. Разве многие из
нас могли бы помочь чужим людям "бесплатно"? А она могла, так как Матрена
"не похожая на других", "незаурядная",
"особенная". Но точнее всех выразился сам писатель: "Все мы жили
рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по
пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...".
|