Суровая
правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
...Первым осмелился сказать правду о сталинизме
...первый призвал и себя, и нас не лгать.
"Литературная газета".
1989, 7 июня
Не
прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его
имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской
"оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности"
времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.
Литературный
дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в 1962 году в
"Новом мире" была напечатана выстраданная в лагерях повесть
"Один день Ивана Денисовича". Началось трудное восхождение. Это
произведение вызвало огонь "верноподданнической" критики. Кое-кто
открыто обвинял его в очернительстве советской действительности и прославлении
антигероя. И только благодаря авторитетному мнению А. Т. Твардовского, главного
редактора журнала "Новый мир", повесть была опубликована, заняла
надлежащее ей место в литературе того времени.
"Жизненный
материл, положенный в основу повести А. Солженицына, - писал А. Твардовский, -
необычен в советской литературе. Он несет
отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом
развенчанного и отвергнутого партией культа
личности, которые по времени хотя и отстоят от нас не так далеко,
представляются нам далеким прошлым. Но
прошлое, каким бы оно ни было, никогдане становится безразличным для
настоящего. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем
оно было омрачено, — в правдивом и
мужественном постижении до конца его последствий".
Автор повести показал действительно один день из лагерной
жизни "зека" Ивана Денисовича Шухова, причем день
сравнительно удачный. Жизнь
"зека" писатель показывает не со стороны, а изнутри, подробно
останавливаясь на мелочах быта людей за колючей проволокой. В повести точно
обозначено время действия — январь 1951 года.
Кто
же такой Иван Денисович? До войны жил он в маленькой деревушке Телпенево,
работал в колхозе, кормил семью — жену и двоих детей. Во время Великой Отечественной
честно воевал, был ранен, возвратился из медсанбата в часть, попал в плен, но
бежал из него, скитался по лесам, болотам, добрался до своих и вот тут-то и
обвинили его в измене, сказали, что выполнял задание немецкой разведки.
"Какое же задание — ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и
оставили просто — задание".
"В
самом же деле знал Шухов, что если не подпишет — расстреляют, и хотя можно
представить себе, что он'в те минуты пережил, как внутри горевал, удивлялся,
протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой
усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удивляться, не хватило бы
никаких сил человеческих... Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно,
противоестественно. Шухов выбрал жизнь — хоть лагерную, скудную, мучительную,
но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, любой ценой
выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы
сохранить уважение к себе".*
Что
же касается генетически заложенных в его характере, свойственных русскому
крестьянству черт — трудолюбия, человеческого достоинства, совести, он не
поступился ими ни при каких обстоятельствах.
Не
один со своей бедой Иван Денисович. У него есть товарищи по бригаде, так же,
как и он, несправедливо осужденные, брошенные за колючую проволоку. Это и
капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из
Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Попытки
этих людей добиться восстановления справедливости, их письма и прошения в
высшие инстанции, лично Сталину оставались без ответа. Люди начинали
догадываться, что это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий.
Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват в этом?
"У
иного мелькала дерзкая догадка о "батьке усатом", другой гнал от
себя, наверное, эти крамольные мысли и не находил ответа. Не в том ли и была
для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их
несчастья ответа не было".
Так
в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа,
приговоренного к кресту сталинской тоталитарной системой. Повесть Солженицына
взывала к сознанию живущих не предавать забвению замученных в лагерях и
заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий.
Истинно
значительное содержание повести, верность большой жизненной правде, глубокая
человечность в подходе к изображению даже самых трудных объектов потребовали и
соответствующей формы изложения. В "Одном дне Ивана Денисовича" она
ярка и своеобразна в самой будничной обычности и внешней непритязательности,
она менее всего озабочена самой собою и потому исполнена внутреннего достоинства
и силы.
|