А. И. СОЛЖЕНИЦЫН
"Палачи и жертвы"
Имя
Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сейчас заняло свое
место в истории русской литературы советского периода.
В
1989 году в нашей стране был опубликован цикл произведений "Архипелаг
ГУЛАГ", анализируя который, можно раскрыть сущность темы "Палачи и
жертвы".
Солженицын
не скрывает своей неприязни к тем советским, партийным руководителям, а тем
более к руководящим работникам НКВД и прокуратуры, которые сами стали объектом
жестоких репрессий в 1937 и 1938 годах. В первом томе "Архипелага
ГУЛАГ" Солженицын пишет: "Если подробно рассматривать всю историю
арестов и процессов 1936—1938 годов, то главное отвращение испытываешь не к
Сталину с его подручными, а к унизительно-гадким подсудимым — отвращение к
душевной низости их после прежней гордости и непримиримости". Такое же
отношение автора к
"потоку 1939
года" мы ощущаем и на страницах второго тома. Все эти люди, по утверждению
Солженицына, были в годы гражданской войны или коллективизации безжалостны к
своим политическим противникам, и потому они не заслуживают сострадания
теперь, когда "система" повернулась и против них самих.
Но я
никак не могу разделить этих настроений и высказываний Солженицына.
Во-первых,
нельзя не учитывать того, что среди погибших в 30-е годы были люди, далеко не
одинаковые по своим личным качествам и по степени ответственности за преступления
предшествующих лет.
Здесь
были люди, уже захваченные сталинской системой настолько, что они, не
рассуждая, выполняли самые жестокие приказы. Никак нельзя всех членов
партийного аппарата 30-х годов зачислять в преступники, получившие по заслугам.
Я никак не могу поддержать Солженицына, который с издевкой предлагает писать в
печати вместо слов "трагически погиб в годы культа личности" слова
"комически погиб". Лучшие русские писатели никогда не позволяли себе
глумления над мертвыми . Меня неприятно удивили слова Солженицына, что
"мысль об унижениях", которым подвергся в Бутырской тюрьме перед
расстрелом нарком юстиции Н. Крыленко, обрекавший ранее на эти унижения других
людей, как-то "успокаивала" Солженицына во время описания судебных
процессов, на которых Крыленко выступал обвинителем. Я думаю, что такая позиция
автора очень далека от простой человечности, о которой говорит Солженицын в
конце второго тома. Дальше он пишет: "С тех пор я понял ложь всех
революций истории: они уничтожают только современных им носителей зла (а не
разбирая, впопыхах — и носителей добра) — само же зло, еще увеличенным, берут
себе в наследство".
С
этими словами трудно согласиться. На мой взгляд, необходимо бороться со злом в
каждом человеке, с современными его носителями и с несправедливыми общественными
отношениями. Исказить и повернуть против человека можно любую идею или теорию.
Казалось бы, насколько человеколюбива христианская религия! Но вспомним хотя бы
то, что еще в XVI веке
русская православная церковь сжигала еретиков
живыми, не говоря уже о католической на Западе.
Конечно
же, А. Солженицын мастерски нарисовал ужасные картины преступлений, и с
осуждением этих преступлений нельзя не согласиться. Но я все-таки думаю, что
только построение общества, где в центре внимания будет простой человек с его
нуждами и проблемами, может обезопасить человечество от повторения подобных
преступлений.
|