Библейские
мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Библия
сама по себе много значила для Б. Л. Пастернака. В "Охранной
грамоте" он писал: "Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько
книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково
все вековечное".
Поэтому
интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе "Доктор
Живаго" получили воплощение как нравственные стороны евангельского
учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом
человечеству, "Смерти не будет", — так звучит один из авторских вариантов
названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе
идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что
бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет "свободен от
себя" — примет на себя боль времени, примет все страдания
человечества, как свои.
И
значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его
стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после
смерти. В этом — бессмертие человеческого духа.
Еще
одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного
воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые
строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания
ребенка) — смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он
пишет поэму "Смятение" о тех днях, которые протекли между смертью
Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба
между воскресительной потенцией жизни и "черной земной бурей": "И две
рифмованные строчки преследовали его: "Рады коснуться /И надо
проснуться".
Рады
коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада
коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и
встать. Надо воскреснуть".
А главный герой романа воскресение понимает так:
"...Вот
вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого
не заметили". Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть
душа человека, его бессмертие: "В других вы были, в других и останетесь.
И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы,
вошедшая в состав будущего".
Интересна
в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для
Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому,
мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе
рассуждает: "...Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог
становится человеком, чтобы сделать Адама Богом". Героям Пастернака присуща
любовь к ближним. В "Охранной грамоте" автор писал, что "будущее
человека есть любовь". И о главном герое романа так говорится:
"...всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря
уже о близких и семье". Есть еще один герой — Микулицын, который, как и
герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе:
"...он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и
размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится".
В
романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей
(время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь
человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа,
все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с
вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем,
судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.
"Загадка
жизни, загадка смерти" — над этой тайной бьется мысль автора
"Доктора Живаго". И Пастернак разгадывает "загадку смерти"
через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго
любящая его женщина ощущает "веяние свободы и беззаботности".
Этого
писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не утрачивал ощущения
первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал
свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял
себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с
которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его
если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
|