Б. Л. ПАСТЕРНАК
"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех.
Б. Пастернак
Всегда
трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он
выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который
собирался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис
Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же поэт в его душе
одержал победу над музыкантом. Вот таким образом появился один из лучших поэтов России XX века,
представитель поэзии "серебряного века", член футуристической группы
"Центрифуга".
В начале нашего столетия, особенно в послереволюционныя
период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о
лесе, о траве, о петухах, о любви, о поэзии, о чуде человеческого
существования.
Эстетика и поэтика Пастернака в наибольшей степени основывались
на представлении о слитности чувственного, окружающего
поэта мира, где невозможно отделить человека от природы, а поэзию от
жизни.
Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее узнаваемости
и конкретности, — он хотел донести свои впечатления
о ней до читателей будущих времен, стремился отразить не
только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность:
Во всем мне хочется дойти До самой сути, В работе,
В
поиске пути,
В
сердечной смуте.
Это были "строчки с кровью" не только потому,
что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и
потому, что каждая из них рождалась в напряженном труде. Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в
себе и в людях — смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется
понять сущность всего, добраться "до оснований, до корней, до
сердцевины".
Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как
понимал это поэт: схватывать "нить событий", открывать новое в
жизни. Мне кажется, что все это поэт видит в "свойствах страсти, лишь она
способна толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого".
Те, кто общался с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворять окружающий мир. У него все взаимосвязано, нерасторжимо, звук и зрительный образ приобретают
невероятную объемность.
Ты в ветре, веткой пробующем, Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком Сиреневая ветвь!
Это
другое стихотворение, но как точно оно передает тайну поэзии Пастернака. Вы
спросите, в чем заключается этот секрет?
По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно об этом поэт говорит в
конце стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути",
сравнивая поэзию с музыкой Шопена:
Так некогда Шопен вложил Живое
чудо
Фольварков, парков, рощ, могил В
свои этюды.
За
этой строфой мне слышится музыка Шопена, блистательная, легкая, взволнованная.
Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о
многом, И прежде всего вот о чем: неужели и эти прозрачные и легкие строки, в которых нет, по-моему, никакой муки, —
тоже "строчки с кровью"? А кажется, что написаны они на одном
дыхании. Но все же финал стихотворения весьма напряжен, и этим Пастернак, как мне кажется, пытается
выразить неопределенность будущего, судьбы:
Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая
тетива Тугого лука.
|