"Пред ликом священной природы"
Более полутора веков минуло с тех пор, как написана
"Сказка о рыбаке и рыбке". Но многие нелепости, провозглашавшиеся
в недавнем прошлом, — "мы призваны покорить природу" или, пуще того,
"мы не можем ждать милостей от природы,
взять их — наша задача", — будто подсказаны незадачливой
пушкинской старухой:
Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы
жить мне в окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на
посылках.
Богатый мир природы, ее гармония, красота раскрываются в
произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К.
Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию
человека и природы, то в творчестве М. Пришвина
уже появляются тревожные ноты.
Юность
по природе своей избегает мысли о конечности жизни. А Пришвин напоминает об
этом, тревожит вопросами; зачем живешь,
что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к
каждому? Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий
путь нравственных исканий, начатый еще в "Лесной капели", -найти
"ключ к собственной душе".
"Лесная
капель" — книга о нравственных исканиях человека, об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая
накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями
природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их
сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью "неодетой весны", и звоном "лесной
капели", и очарованием "ореховых дымков".
"Глаза земли" — это вершина поэтического
мастерства писателя. Разделенная на три части: "Дорога к другу", "Раздумья", "Зеркало
человека", она представляет совершенное творение художественной,
философской и научной мысли Пришвина. "Глаза земли" — это путь
человека к "душам всех и каждому в
отдельности" через свой собственный опыт жизни; это искусство художника
видеть мир через душу человека и душу природы. Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и
созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими
папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами.
Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным
творцом всеобщей жизни.
Каждая
фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую
нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть
родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты
голоден — я тебя накормлю, ты одинок - я тебя полюблю.
Все у писателя — мир, природа, человек — в совокупности составляет
красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его
проявлениях. Именно этой теме посвящена сказка-быль
"Кладовая солнца". В ней мы встречаем знакомые приметы народной
русской сказки, начиная со сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и
кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.
Это
повесть, которая пополняет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о
бондарном ремесле и о целебных свойствах
клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает
облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева,
почему надо, особенно на болоте, держаться
твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота.
Многое,
о чем пишет Пришвин, не фантазия. В основу всех его произведений доложены
действительные события, собственные наблюдения и впечатления.
"Нигде
в мире нет такого замечательного языка, как русский, - писал Пришвин. - Вот
возьми, например, слово "родина".
Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный,
родственное внимание...".
Пришвин
- один из своеобразнейших писателей. Горький писал о нем: "Ни у одного из
русских писателей я не встречал, не
чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней,
как вижу и чувствую это у Вас... Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу,
травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный
Вами".
Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в
трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется,
что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным,
что он предназначен только для отдыха. А ведь жизнь природы идет по
своим мудрым глубинным законам.
Для
рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А
человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять
родину.
Творчество
Пришвина - это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который
идет сейчас все шире и шире, слово Пришвина звучит все громче и громче.
Он
пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
|