"Предчувствую Тебя..."
(Любовная лирика А. А. Блока)
Александр
Блок - известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой
народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти
ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике
Блока, его раннем творчестве. Может быть, потому, что мне наиболее близок
именно этот период жизни поэта, ведь к нему относятся самые прекрасные, светлые
и нежные его произведения. И я хочу сравнить свои представления о мире с
представлениями молодого поэта В юношеской лирике
Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") все овеяно атмосферой мистической
тайны и совершающегося чуда. Все в этой лирике "робко и темно",
зыбко и туманно, подчас неуловимо: только "намек" весенней песни,
только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то "клики"... И
все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое
чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, "величавой Вечной
Жены", "Девы — Зари — Купины", в образе которой для Блока
воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти
мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном
предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне
— и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя...
Кажется,
что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность
прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от
настоящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я
Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад...
Эта
тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в
юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее
"знаки", уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет
"буря жизни" (знаменательно в этом смысле стихотворение "Гамаюн,
птица вещая"), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в
идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни
крови, а только музыка, розы, лазурь, "улыбки, сказки и сны". Даже
свои земные, вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался
истолковать в духе мистической веры, как нечто "сверхреальное".
Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо
прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в
котором он пребывал.
Поэзия
сплошь и рядом побеждала в ранних стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и
любовнще сюжеты обретали художественную плоть, как, например, в рассказе о
безмолвных встречах с любимой девушкой ("Мы встречались с тобой на закате..."),
где вечерний туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня,
создают эстетическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мистических
истолкований, и даже "вечерние свечи", загорающиеся на песчаной
косе, теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на поверку тонкоствольными
соснами, освещенными заходящим солнцем.
Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе —
Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.
Александр
Блок мечтал о том, что будущий читатель увидит в его поэзии торжество добра,
света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем, сумеет
почерпнуть в них силы для жизни:
...есть ответ в моих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет
жить.
Так
и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия Блока с
ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда
будет помогать людям жить, любить, творить и бороться..
|