Н. С. ГУМИЛЕВ
Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева
Судьба, личность и
творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это
неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств,
взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного
движения и расстрелян в 1921 году (ему было 35 лет).
Свое
первое стихотворение "Я в лес бежал из городов..." Гумилев
опубликовал в журнале "Тифлисский листок" в 1902 году, то есть в 16
лет. В 1905 году появилась книга стихов "Путь конкистадоров".
"По
выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к "новой
школе" в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко
не всегда удачные", — писал В. Брюсов о первом сборнике Гумилева, который
был выпущен, когда он еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был прав. И
все-таки юношеские, "конкистадорские" стихи имели свой настрой.
Новый
подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках:
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман, но я молчу и жду,
И верю, я любовь свою найду...
Я конкистадор в панцире железном.
"Конкистадор"
завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в "тайны дивных
снов", добывая звезды с "заснувшего небосклона". В его первом
сборнике видны следы символистской поэзии: "голубая высота",
"вечное блаженство мечты", "чары красоты".
В
1908 году выходит его вторая книга "Романтические цветы", в которой
духовные запросы Гумилева получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда
сильных и прекрасных чувств: "Ты среди кровавого тумана к небесам
прорезывала путь"; "...пред ним неслась, белее пены. Его великая
любовь". Но теперь желаемое видится лишь в грезах, видениях. Сборник
волнует грустным авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности
счастья в скучной жизни — и одновременно стремлением к прекрасному.
Большинство
стихотворений Гумилева обладают спокойной интонацией. Но необычный стиль
придает им внутреннюю напряженность. В своих стихах поэт "оживляет"
легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из
которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. В ряде своих стихотворений поэт
стремится передать общее трагическое состояние мира: "Пусть смерть
приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца..."
В
сборнике "Жемчуга" Гумилев высказывает свое уважение
к деяниям таких незабвенных путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гама.
Небольшой цикл "Капитаны" рожден тем же стремлением к неизведанному,
тем же преклонением перед подвигом:
Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.
С именами великих путешественников входит в цикл "Капитаны"
поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, "кто дерзает, кто
хочет, кто ищет".
В
сборниках "Костер" и "Огненный стояк" автор прикасается к
миру таинственного, непознаваемого. Ему близки образы звезд, неба, планет. При
некоторой "космичности" действий все стихи выражали взгляды на вполне
земные процессы. И все-таки вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о
поэзии реалистичной. Он сохранил романтическую
исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким
бесконечно дорого нам слово Мастера.
|