Пятница, 29.03.2024, 10:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьник

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ страниц сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Сочинения на русском языке » 11 класс

Сочинение 11 класс

Проблема гуманизма в пьесе М. Горького "На дне"

Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней.

Ж. Ж. Руссо

Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов переживала -глубокий социально-экономический кризис. Это было время противоречий между "верхами" и "низами". В стране назрева­ла революционная ситуация. Россия стояла накануне вели­ких перемен, накануне "бури".

Все это не могло не найти отражения в литературе, как одной из форм общественного сознания. Пьеса М. Горького "На дне" показала последнюю ступень человеческого убоже­ства, отчаяния и бесправия в сопоставлении с защитой чело­века и его правды.

В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: про­тиворечие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками в буржуазно-помещи­чьей России, которые низводят людей до трагической участи бездомных бродяг. Социальный конфликт осложняется фи­лософским: столкновение ложного гуманизма, гуманизма пас­сивного сострадания и гуманизма истинного, активного, под­линно человеческого.

на и единственный способ помочь им — солгать. В статье "О пьесах" Горький писал: "Наиболее распространен среди бро­дяг и странников "по святым местам" утешитель-профессио­нал, ремесленник, он утешает потому, что за это кормят...", и для того, чтобы люди "не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся хо­лодной души".

Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает стран­ник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь "на дне", ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди — "блохи", и в жизни нужно только упо­вать на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о нич­тожности 

Утешительная ложь Луки пагубно сказывается на Ак­тере, одном из представителей людей "дна". Актер поверил старику. Для него начинается новая ступень его существо­вания — жизнь в мире иллюзий и надежд. Но беспощадная действительность заставляет Актера взглянуть правде в глаза, и он не выдерживает — кончает жизнь самоубий­ством.

Горький разоблачает самую суть "утешительства" - "лжи во спасение", то есть резко критикует толстовство в одной из его распространенных форм. Не случайно Л. Толстой отрица­тельно отозвался о Луке, говоря Горькому: "Несимпатичный у Вас старик. В доброту его не веришь".

Горький называет Луку "хитрым", "жуликом". Лука проповедует ложь, чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им несносную жизнь. Он приводит притчу о человеке, который верил в существование праведной земли; когда ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хотел подтвердить, как спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и опасна бывает правда. Отсюда реакционная роль философии пассивного сострадания и утешительной лжи: она примиряет угнетен­ных с угнетателями, оправдывает классовое неравенство, внушает угнетенным терпение и смирение. Гуманизм Луки буржуазный, он основан на ложном представлении о том, что порядок изменить нельзя, что человек по своей природе ничтожен, слаб разумом и духом. От жалости Луки несет мертвечиной, потому что он не может дать людям ничего, кроме жалости, и потому, что его жалость есть фактическое признание законности коварства Костылевых и Василис. Иначе говоря, жалость Луки унижает человека, расслабляет его силы, размагничивает волю к борьбе и примиряет его с гнусной действительностью.

Противопоставлением Луке является Сатин. Мы не мо­жем назвать Сатина положительным героем, так как он непригоден к настоящему делу, к труду (его протест против неправды жизни не идет дальше бесплодного анархического бунтарства), неспособен к борьбе за лучшую долю. Но в некотором отношении он поднимается над окружающими: смел, умен, выше сытости, мещанской морали, истинное положение вещей видит глубже, чем другие, был когда-то образованным человеком (много читал, даже выступал в театре). Горький говорил, что речь о человеке, о правде, кроме Сатина, некому сказать лучше и ярче, хотя автор пьесы вместе с тем подчеркивал резкий контраст между "бывшим человеком", босяком Сатиным, и его речью. И когда он произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького, голос времени (накануне революции),  забывая о самом Сатине.

Интересно отношение Сатина к Луке. Критикуя Луку, про­поведующего упование на Бога и утверждающего, что люди слабы и ничтожны, он одновременно берет его под защиту: "Человек — вот правда1 Он это понимал. Он врал... но — это из жалости к вам... Есть много людей, которые лгут из жало­сти к ближнему..."

По этому поводу Горький говорил, что и "из утешений хитрого Луки Сатин сделал свой вывод — о ценности всякого человека". Не в том неправ Лука, что он жале­ет (в сердце человека должно быть место и для жалости), а в том, что он только жалеет и ничем другим помочь людям не может. Вот тогда-то и произносит Сатин свой знаменитый монолог, в котором утверждает: "Все — в человеке,  все — для человека!"

рук и его мозга! Че-ло-век!.. Надо уважать человека! Не жа­леть,,. не унижать его жалостью... уважать надо!.. Хорошо это... чувствовать себя человеком!.."

Сатин в пьесе становится обличителем общества, которое бросило его на "дно" жизни, как бросило тысячи таких, как он, и заставило влачить жалкое существование. Он обличает общество, основанное на лжи и не дающее людям узнать правду: "Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — при­крываются ею. Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!" Сатин дает человеку высокую оцен­ку:  "Существует только человек,  все же остальное — дело 

В правде Сатина умещается и признание страшной, тя­желой жизни, и утверждение светлого разума человека, вера в победу света над мраком, вера в Человека с большой буквы.

Все герои пьесы "На дне" по разным причинам ушли от жизни, от борьбы за ее изменение. Хотя в пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную пози­цию, знал путь к правде, все же правда и образ человека воз­вышаются над всеми этими людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе, к счастью, к жизни, дос­тойной человека.

Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Кача­лова, "как пьеса буревестник, которая предвещала гряду­щую бурю и к буре звала". Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель — великим гуманистом, провозгла­сившим на весь мир: "Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!"

 

человека, Лука считает, что правда людям не нуж

Категория: 11 класс | Добавил: Kisa (30.07.2011)
Просмотров: 847 | Теги: Сочинение 11 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Облако тэгов

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz