Значение
символических снов Гринева
в
"Капитанской дочке" А. С. Пушкина
и
Раскольникова — в "Преступлении и наказании"
Ф. М.
Достоевского
Как океан, объемист шар земной,
Земная жизнь кругом
объята
снами...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами...
Ф. И. Тютчев
Есть
в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют
таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время —
время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью.
Сон
литературного героя — это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной
мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужуравль
и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями
"простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем
из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с
Обло-мовым мы попадаем в застойный рай спящей Обло-мовки. Вместе с Верой
Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта
Н. Г.
Чернышевского.
Какие
же бездны открывают нам сны Гринева и Расколь-никова? Почему в формулировке
темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои
дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны
Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя
выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в
"нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в
полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы,
ясны, выразительны.
Гринев,
оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но
все остальное... Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые
лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем
кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с
зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему
посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.
Таким
знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон.
Страшась самого слова "убийство", он все время спрашивал себя:
"...да разве то будет?" Он сомневался, готов ли совершить худшее из
насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной
толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убийГ Проснувшись,
Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове?
Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно
человеческой натуре. И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к
лошадям" В. Маяковского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те
же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гуманизма:
...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.
Но
Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово - "вошь",
из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором
по голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее
другой раз убить бы, если б очнулась.
Почему
он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк",
Наполеон) не думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы
батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений
совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения
совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не
может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в
душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского,
полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую
силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ,
наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей.
Самым
страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинами считали себя
самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что
истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные
трихинами люди.не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в
бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот
сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о
том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание
человечества.
Почему
в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов? Сон Гринева у Пушкина
задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами
своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и
спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что
"Капитанская дочка" — это рассказ автора об исторической трагедии,
которая была, а "Преступление и наказание" — предостережение об
исторической трагедии, которая может быть.
|